Ручное управление рынком обойдется в сотни миллиардов
Правительство готово продлить еще на три месяца соглашение с крупными нефтяными компаниями об искусственной заморозке внутренних цен на автозаправках. Чиновники не хотят допустить скачка стоимости бензина в период сезонного роста спроса на горючее и на фоне возможного повышения мировых котировок «черного золота». В обмен нефтяникам снова предоставят преференции, в том числе, повысят компенсацию за отказ от увеличения экспорта сырья. В итоге розничные цены, судя по всему, не вырастут больше, чем на размер инфляции, но правительству придется вернуть нефтяникам сотни миллиардов рублей упущенной прибыли из бюджета. Вся эта история в очередной раз демонстрирует, что управлять российским рынком можно только в ручном режиме, а не экономическими инструментами.
Ключевыми темами совещания, которое запланировал на 26 марта вице-премьер Дмитрий Козак с руководителями отечественных нефтяных компаний, обещают стать лицензирование экспорта, корректировка различных параметров налогового маневра и продление соглашения о стабилизации топливных цен. Есть уверенность, что договор об искусственной заморозке стоимости горючего пролонгируют до конца июня. В пользу такого исхода переговоров свидетельствуют сразу два традиционных для этого времени фактора: повышение внутреннего спроса на топливо, так как окончание срока действия предыдущего соглашения практически совпадает с началом посевных работ отечественными аграриями, и рост мировых цен на нефть, который, возможно, произойдет после продления меморандума и снижении добычи «черного золота» в рамках ОПЕК+.
Между тем, механизм соглашения о заморозке цен, вероятно, подвергнется определенным изменениям. Главными из них может стать отказ правительства от угроз по вводу заградительных пошлин в отношении нефтяных компаний в случае невыполнения поставок топлива на внутренний рынок. Действующее правило дает возможность чиновникам устанавливать пошлины на экспорт сырья до 90% от его стоимости, что грозит свести к нулю заработок добывающих холдингов от продажи энергоресурсов за рубеж. Взамен предлагается ввести инструмент лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов, правда, с оговоркой, что компании гарантируют сохранение определенных поставок на внутренний рынок, объемы которых не допустят возникновения дефицита и резкого ценового скачка.
Нефтяники могут получить и дополнительный стимул для стабилизации стоимости горючего на отечественных АЗС. Они получат право рассчитывать на денежную компенсацию от правительства, если экспортные цены их продукции достигнут 51 тыс рублей за тонну. Ранее на такие преференции они могли рассчитывать, если стоимость тонны сырья превышала 56 тыс рублей.
Уступки добывающим компаниям, по мнению чиновников, не позволят внутренней стоимости топлива в России обогнать инфляцию, как это случилось в прошлом году, когда цены на бензин выросли на 10-12%, тогда как темпы повышения остальных потребительских товаров остались в пределах 4,3%.
Обязательства, данные правительству в прошлом году, нефтяники в целом исполняют. К примеру, стоимость литра АИ-95 выросла с начала года лишь на 30 копеек — до 46 рублей. Тогда как инфляция за первые два месяца года превысила 5,2%. В течение года, как прогнозирует ЦБ, темпы роста цен будут снижаться и по итогам 2019-го инфляция окажется на уровне 4%. Если верить предположению Банка России, то в конце декабря мы увидим на АЗС стоимость АИ-95 примерно 47,5 рубля за литр.
По словам аналитика «Финама» Алексея Калачева, правительство не готово терять контроль над ситуацией на рынке бензина после истечения существующего соглашения с нефтяниками. При этом, новые механизмы для перехода управления топливным сектором от договоренностей к рыночному регулированию, в том числе, инструмент лицензирования экспорта с условием определенных объемов поставок горючего на внутренний рынок, вряд ли получится оперативно разработать. В таком случае, правительству легче вновь согласиться на выплату компаниям компенсации. В прошлом году за заморозку розничных тарифов нефтяникам удалось выторговать у правительства покрытие своей недополученной прибыли от экспорта в размере 200 млрд рублей. На этот раз, с учетом дополнительных преференций, эта сумма может вырасти на 20-30 млрд рублей.
Месячные траты россиян на бензин (в рублях)
Более 4 тыс 42%
3-4 тыс 20,6%
2-3 тыс 17,2%
Менее 2 тыс 15,6%
До 1 тыс 4,6%
По данным агентства «Автостат».
Николай Макеев
По материалам: “Московский комсомолец”