Чем это обернулось для пассажиров
Жаловаться не на что. Перекрытие части фиолетовой ветки метро от станции «Пролетарская» до «Котельников», которое коснулось сотен тысяч москвичей, было запланированным и неизбежным — иначе не ввести в строй Некрасовскую линию. И терпеть осталось недолго — до 11 апреля. И пробки, которые возникли на юго-востоке столицы, были предсказуемыми. Но все равно переносится закрытие очень популярного отрезка столичной подземки крайне тяжело. С трудом ехали даже некоторые компенсационные автобусы «КМ». Корреспонденту «МК» понадобилось два часа, чтобы проехаться по всему перекрытому участку.
Транспортники совершенно правильно организовали целых три компенсационных маршрута (и еще 14 сделали бесплатными). Правда, все они следовали до разных станций метро, и пассажиры сперва путались: КМ1 — он до «Выхино» идет или до «Котельников»? А КМ2? Ни один из автобусов не шел с остановками по всем станциям ветки. На самом деле оно и не нужно. Но «МК» решил поставить эксперимент и проехаться от начала и до конца. Проведать, так сказать, все перекрытые станции.
«Мы так и до «Кузьминок» дойдем» — «И не говори, ох…» — грустно шутят между собой две женщины. 7.40 утра, выход из станции метро «Пролетарская». Человек двадцать, синхронно вынырнув из подземного перехода, набросилась на человека в салатовой жилетке. Мужчина, даже не дослушав вопрос, махнул рукой: туда! Идем всей толпой минут пять — автобусы паркуются далековато.
Транспорт приходил на «Пролетарскую» заполненным. Из каждого автобуса высаживалось человек по 50. Синенькие «гармошки» действительно ходят с интервалом меньше минуты.
…Первую пересадку мне надо сделать в «Текстильщиках» — единственный автобус от «Пролетарки» пролетает мимо «Выхино». И хотя ранним утром все едут из центра, людей в салоне много.
— Я вчера думал в «Садовод» сгонять вечером, глянул в навигатор — показывает один час вместо десяти минут! Решил, что потом съезжу, — рассказывает Рамиль. Он живет у «Волгоградского проспекта». — У меня жена в субботу вечером от «Котельников» до «Волгоградского» 45 минут ехала. Долго, но терпимо. Все жалуются, жалуются, а как иначе метро строить? Легче же потом будет.
По словам собеседника, автомобилисты так и не прислушались к призывам променять личных «железных коней» на общественных. «Сегодня с семи утра уже навигатор мне показывал, что дороги полные, семь баллов было. Я пересел, а сосед мой так и поехал на работу по пробкам», — говорит еще один мужчина в автобусе. А между тем мы летим по выделенке Волгоградского проспекта. От восьми полос широкой магистрали автомобилистам осталось только четыре. Дорогу для автобусов отгородили красными и белыми тубами с наброшенными мешками песка. Ну чисто баррикады. Правда, они не пугали водил: на моих глазах многие из автомобилистов выезжали на выделенку, потихоньку сдвигая препятствия. Да и автобусы иногда не чурались втереться в ряд машин, если их собственный ряд стоял.
До «Текстильщиков» домчались минут за 10. Добраться до «Выхино» можно на коротком маршруте КМ-3. На его пути всего четыре станции: «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Выхино». Предположив, что дорога займет все те же минут 15, я удобно уселась в кресле. Не тут-то было…
Метро в Москве перекрывают не впервые. И каждый раз для компенсационных маршрутов организовывают выделенные полосы. Ход правильный и разумный, иначе какой толк от вставших в пробку автобусов? В случае с фиолетовой веткой выделенки тоже сделали, откусив часть полос у Волгоградского и Рязанского проспектов. Можно сложить один плюс один. Сужение больших магистралей и перекрытие съездов неминуемо привело к пробкам на всех окрестных улицах. А компенсационные автобусы были вынуждены в какой-то момент на эти самые улицы сворачивать. Как итог — пассажиры тоже встали в пробку. До «Выхино» мы тащились целый час…
Впрочем, никакого гнева среди пассажиров не было. Жаловались — это да. Основные потоки ругани исходили от автомобилистов. Не спорим, с ветерком прокатиться не удалось никому. Но ведь можно было и не садиться в машину?
Кое-как доползли до «Выхино». Там все относительно спокойно. По крайней мере стоящих в четыре ряда на остановке страшной толпой не назовешь. Автобусы подскакивали быстро, люди стояли в ожидании не больше пяти минут.
Скорее всего, на помощь пришли электрички — как известно, проезд на них в сторону центра сделали бесплатным. Правда, идти от автобуса до платформы придется минут пять через местный институт. Но уже у самой станции удивляешься — и там пусто.
— Ну конечно, часов в семь много людей было, — комментирует ситуацию дежурная рядом. — Многие выехали с запасом, поэтому к девяти народ уже рассосался. В основном все удивлялись, что проезд бесплатный. Я думала, будет хуже.
Впрочем, электрички не уходили пустыми. Утром в Сети появились фото людей, очень тесно стоящих в тамбуре вагона. Как будто они вот как раз кильки в той самой банке. С другой стороны, и в подземке они ехали бы так же.
Потолкавшись еще немного, добрались и до «Жулебино». А там уже и до «Котельников» рукой подать. На часах 10.00. Доброе утро, город.
На обратном пути мне захотелось мчаться, поэтому решено было пересесть на электричку в «Текстильщиках».
…Начался дождь. Мужчина у остановки в громкоговоритель зазывает всех пересесть на железнодорожный транспорт. То, что мне нужно! Он же и подробно объяснил, как дойти до платформы.
— Скажите, а перерывы в расписании есть? — спрашиваю его с опаской.
— Нет, точно нет.
Дорога через местный торговый центр заняла минут пять. На выходе из него стоял такой же сотрудник Дептранса — и снова вежливо указал мне дорогу. У касс на станции пусто — чудо!
— Вам билет до Курского вокзала? Да, бесплатный, сейчас пробью, — сказала тетенька в окошке. — Электричка когда? Сейчас гляну. Через 40 минут…
Да, перерыва в расписании нет. Но и сами поезда ходят не каждые пять минут. Чай не в метро…
В общем, последствия могли быть более ужасными. Если вы пассажир, то заложите на дорогу лишние полчаса и лучше заранее посмотрите, каким путем поедет автобус. Выбирайте те маршруты, которые следуют по Волгоградскому или Рязанке. Если вы автомобилист, то… Говорят, йога помогает успокоиться. А лучше пересаживайтесь на автобусы, экономьте нервы.
В конце концов, это только сейчас фиолетовая ветка кажется такой ужасной. После открытия Некрасовской линии забитые битком вагоны, по идее, уйдут в прошлое, а истории про «Выхино» станут страшными сказками для детей. Жители Котельников, Некрасовки, Люберец смогут не тащиться до Таганско-Краснопресненской линии. И это, в отличие от перекрытий, уже навсегда.
А как у них?
Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТТП) НИУ «Высшая школа экономики» Константин Трофименко:
«При реконструкции существующих станций или расширении сети линий подземки и строительстве новых ограничения неизбежны.
Так, в Дубае ограничения действуют уже больше года — там с января 2018 года для строительства нового участка закрыта одна из станций Красной линии (Red line) и перегоны к предыдущей и следующей за ней станциям. Управление дорог и транспорта города предложило пассажирам альтернативу в виде бесплатных экспресс-автобусов, которые работают в часы работы метро и перевозят жителей Дубая «в обход» закрытой подземки.
Перерывы в работе линий и станций также случались и в Вашингтоне, где закрытия были организованы на различных отрезках метро в разное время. Долговременную реконструкцию проводили и на одной из важнейших линий подземки Будапешта, которой ежедневно пользуются 500 000 пассажиров, — участок закрывался более чем на год. В течение месяца были закрыты станции метро Лондона — ограничения действовали в августе, когда люди брали отпуска и уезжали на летние каникулы.
С временными закрытиями подземки неоднократно сталкиваются жители Большого яблока — например, в прошлом году руководство метро Нью-Йорка объявляло об обновлении цифровой инфраструктуры и многомесячной реконструкции сразу нескольких станций, которые обслуживают десятки тысяч пассажиров каждый день. В период с января 2019-го по февраль 2022 года на один год каждая будут закрыты две станции метро на Манхэттене — обе они сильно повреждены водой и плесенью. Власти планируют заменить часто ломающиеся эскалаторы, модернизировать системы пожаротушения, безопасности и связи. Для минимизации неудобств пассажиров в городе пообещали увеличить автобусное сообщение через район, в котором расположены станции, а также организовать дополнительные бесплатные трансферы между автобусными линиями и станциями метро».
Любовь Бондаренко
По материалам: “Московский комсомолец”