Петербургское предприятие под угрозой банкротства из-за сокращения расходов на модернизацию российской армии
Регулярный подрядчик оборонных судостроителей теряет контракты и выручку, еще недавно достигавшую 2 млрд рублей. К компании накопились претензии контрагентов, дело дошло до банкротных исков.
Выручка АО «Новая эра», согласно последней опубликованной отчетности, за два года упала в пять раз — с 1,9 млрд рублей по итогам 2016 года до 369 млн в 2018-м. С начала года накопилось 11 исков о взыскании задолженностей, в том числе два банкротных, — последние от 12 и 13 апреля. За долги перед налоговой службой приставы в апреле арестовывали счета и почти всю автотехнику предприятия. Эксперты говорят, что «Новая эра» оказалась в денежной яме из-за того, что владельцы слишком полагались на гособоронзаказ в судостроении, который к 2019 году почти полностью сошел на нет.
«Новая эра» – наследница Ленинградского государственного предприятия «ЭРА», с 1920-х годов изготавливавшего электрораспределительную аппаратуру для военных кораблей и гражданских судов. АО возникло в 1993 году на базе одной из производственных площадок предприятия по улице Партизанской. Сейчас АО «Новая эра» через ЗАО «Аврора менеджмент» контролируется группой из восьми человек, самая большая доля в 16% принадлежит бывшему гендиректору «Ленэнерго», бывшему вице-губернатору и главе КУГИ Петербурга Андрею Лихачеву.
В 2000-х годах «Новая эра» переживала лучшие времена, персонал доходил почти до тысячи человек, функционировало представительство в Москве. Компания выполняла контракты для «Газпрома», «Лукойла», концерна «Росэнергоатом», «РусГидро», «Роснефти», «Балтийского завода» и «Адмиралтейских верфей», а также для Минобороны и петербургских коммунальных предприятий вроде Водоканала. Через госкорпорации удавалось участвовать в проектах иностранных компаний, в частности «Новая эра» поставляла оборудование для проекта «Сахалин-2», где была сертифицирована британско-нидерландской Shell по высшей категории – «А».
Но после 2010 года «Новая эра» попала в сильную зависимость от гособоронзаказа, и это признают на самом предприятии. В 2014 году объемы госконтрактов достигли сотен миллионов рублей. Петербургская компания проводила опытно-конструкторские работы по созданию распределительных электрощитов для ЦКБ «Рубин» за 226 млн рублей, поставляла щитовое оборудование для АО ПО «Севмаш» на 272 млн рублей и АО ПСЗ «Янтарь» на 175 млн рублей, распределительные устройства для «Амурского судостроительного завода» на 222 млн рублей и тому подобное.
В 2018 году объемы всех госконтрактов упали до 95 млн рублей. Самый крупный, объемом 52 млн, был заключен с петербургским АО «НИИЭФА имени Д.В. Ефремова» – на разработку и изготовление опытных шкафов управления для коммутационной аппаратуры. Контракт исполняется до сих пор. В 2019 году компания пыталась участвовать в конкурсе «Росэнергоатома» на поставку низковольтных комплектных устройств за 11,7 млн рублей, однако не была допущена к участию.
В итоге сейчас на предприятии, по словам самих представителей «Новой эры», работает около 300 человек. «У нас есть несколько соглашений о небольших поставках, однако владельцы в конце весны прошлого года обновили менеджмент компании, и мы надеемся вернуть себе былой статус», – заверили «Фонтанку» в управлении маркетинга и рекламы АО «Новая эра».
В компании гордятся, что у нее до сих пор остается в собственности земля под производственной площадкой. Она может служить объектом залога под будущие кредиты, в целом оборотные активы оцениваются в 1,8 млрд рублей. В то же время у «Новой эры» уже накопилось 1,5 млрд рублей долгосрочных и краткосрочных обязательств.
«Фонтанке» удалось дозвониться по телефону Андрея Лихачева — однако он сообщил, что находится в Китае и разговаривать о делах «Новой эры» ему неудобно.
План на полтора триллиона
Общая сумма последних 11 исковых претензий — 23,3 млн рублей. 12 апреля самое свежее уведомление о желании подать банкротный иск опубликовало ООО «Галарс+» – небольшой петербургский обработчик металла с оборотом 121 млн рублей.
Претензии Федеральной налоговой службы в 31 млн рублей на фоне таких исков — самые основательные. Судебные приставы положили было руку на банковские счета «Новой эры», но там не нашлось средств в нужном объеме. Пришлось арестовать всю автотехнику, что оказалась на производственной площадке по Партизанской улице — 48 единиц. И только после этого, рассказывают в службе приставов, «Новая эра» нашла где-то деньги и погасила долг.
Участники рынка производства электрооборудования говорят, что давно ждали закрытия «Новой эры» либо превращения ее в небольшую сервисную фирму.
«Они работали на военку, причем больше всего, как и в советские времена, им приносило судостроение. Однако надежда на то, что подобные заказы будут кормить вечно, оказалась в корне ошибочной, – рассуждает совладелец одной из самых крупных петербургских компаний, производящих электронную распределительную аппаратуру. – Сокращение оборонзаказа было предсказуемо. Поэтому никто не удивился, когда Владимир Владимирович сообщил, что программа по перевооружению армии выполнена и предприятиям ВПК надо искать себя в других областях».
Речь идет о прошлогоднем решении правительства России обязать госпредприятия оборонного промышленного комплекса увеличивать долю гражданской продукции: к 2025 году – до 30%, и к 2030-му – на 50%. Год назад глава Минпромторга Денис Мантуров предупредил, что гособоронзаказ будет сокращаться и тем, кто с ним работает, нужно меняться.
На создание и серийное производство вооружения и военной техники по линии Министерства обороны РФ за последние несколько лет, по данным Минпромторга РФ, было истрачено порядка 1,5 трлн рублей. На конец 2018 года в войска поставлено почти две тысячи образцов вооружения, среди них пять надводных кораблей, четыре полковых комплекта зенитных ракетных комплексов С-400, 74 самолёта и вертолёта, 80 беспилотных летательных аппаратов, 250 танков и боевых бронемашин.
Фатальная ошибка менеджмента «Новой эры», говорят конкуренты, в том, что в сложившейся ситуации компания осталась без крепких связей с заказчиками из гражданских отраслей экономики. На рынке знают, что менеджмент компании сейчас ведет переговоры с «Росатомом» и «Газпром нефтью» об участии в их проектах — однако пока без какого-либо конкретного результата.
«Всем, кто плотно работает на господрядах, надо держать в уме мысль, что это не может продолжаться вечно, рынок плохо предсказуем из-за влияния политических решений, – говорит владелец петербургской компании, производящей оборудование для энергетики. – Что касается будущего, скорее всего, владельцы не будут закрывать “Новую эру”, а продадут вместе с землей кому-то вроде “Ростеха” или “Росатома”».
Впрочем, еще не факт, что госкорпорации заинтересуются «Новой эрой», считает директор по стратегии инвесткомпании «Финам» Ярослав Кабаков. «Государство и так владеет значительной частью таких предприятий и вряд ли заинтересовано в увеличении своей доли, так как это может увеличить социальные обязательства, а у него и так не хватает ресурсов на выполнение уже имеющихся, – рассуждает директор по стратегии «Финам». – Тот же “Ростех” уже несколько раз отказывался от приобретения ряда предприятий, в том числе знаковых, и вряд ли теперь изменит свою позицию».
Алексей Дмитриев
По материалам: “Фонтанка.ру”