Почему чистая прибыль «Аэрофлота» упала в десять раз
Биржевые аналитики оценили результаты деятельности «Аэрофлота» за прошлый год как довольно слабые, и это при значительном росте пассажиропотока. Такой вывод был сделан исходя из, судя по всему, не блестящей финансовой отчетности авиакомпании за 2018 год. А тем временем руководство «Аэрофлота», на словах гарантируя повышение зарплат своим пилотам, собирается потратить сотни миллионов рублей на административные расходы.
Авиакомпания «Аэрофлот» обнародовала финансовую отчетность за прошлый год. Как выяснилось, в 2018 году чистая прибыль нацперевозчика по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) снизилась в 10,2 раза и составила 2,8 млрд рублей против 28,4 млрд рублей годом ранее. Выручка же авиакомпании по сравнению с 2017 годом, напротив, выросла на 13% и составила 504,7 млрд. рублей. При этом валовая прибыль уменьшилась в 9,3 раза, до 5 млрд рублей.
Основное влияние на затраты, пояснили в авиакомпании, оказал рост расходов на топливо. По словам заместителя генерального директора компании Андрея Чиханина, «наиболее существенными факторами, повлиявшими на финансовые результаты группы в 2018 году, стали беспрецедентно высокий рост средней стоимости керосина, а также ослабление курса рубля». Вместе с тем у «Аэрофлота» значительно увеличились операционные расходы на техническое обслуживание судов (на 25%) и расходы по операционной аренде (35,1%).
На грани
Чтобы избежать финансовых проблем, авиакомпания подняла стоимость билетов, ввела безбагажный тариф и даже вынуждена была продать несколько самолетов. «Аэрофлот» объявил и об увеличении топливного сбора на практически всех внутрироссийских рейсах с 4 марта минимум на 200 рублей в одну сторону.
Общий долг «Аэрофлота» по состоянию на 31 декабря 2018 года снизился лишь на 6,8% по сравнению с показателем на 31 декабря 2017 года, и составил 97,618 млрд рублей. Убыток «Аэрофлота» за 4 квартал 2018 года составил 16,777 млрд рублей против убытка 4,089 млрд рублей в 4 квартале 2017 года. На убыток якобы повлиял запуск новых направлений и высокие расходы на техническое обслуживание.
Биржевые аналитики оценили результаты авиакомпании как довольно слабые, и это при значительном росте пассажиропотока. В начале прошлого года капитализация «Аэрофлота» была значительно выше. Так, еще в марте цена бумаги на бирже превышала 160 рублей, а в июле-августе 2017 года котировки акций «Аэрофлота» зашкаливали за 200?рублей за штуку. В конце ноября 2018 года одна акция национального перевозчика стоила на Московской бирже уже 114,70 рублей. Сейчас они торгуются по 98,18 рубля, то есть цена рухнула почти вдвое. Что же будет дальше?
«Нереальные» зарплаты
Расходы на оплату труда сотрудникам авиакомпании остались на уровне 2017 года года и составили 82,817 млрд рублей. Кстати, на оплату труда ПАО «Аэрофлот» тратит 13-16,3% от выручки, что гораздо меньше его западных конкурентов American Airlines (в два раза выше), AirFrance-KLM (30%). При этом коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились лишь на 12,2% по сравнению с гораздо более успешным 2017 годом.
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев не перестает жаловаться на дефицит пилотов и их непомерные запросы по зарплате. «У нас ушло около 60 высококлассных командиров в Китай – они им платят очень большие деньги, я даже не хочу озвучивать цифру, она просто нереальная», – приводил ТАСС слова Савельева.
На самом деле за последние 3 года в Азию уехали более 300 пилотов – командиров воздушного судна и командиров-инструкторов, еще около 400 пилотов готовы последовать за ними, подсчитал «Коммерсант». По данным Росавиации, на начало 2018 года не хватало 337 пилотов только в «Аэрофлоте» – это 170 экипажей.
В финансовых отчетах «Аэрофлота» за 2018 год особо отмечается, что для повышения зарплат пилотов были урезаны вознаграждения руководящему составу (якобы на 33%). Авиакомпания анонсировала, что подняла зарплату командирам воздушных судов в начале 2018 года до 650 000 рублей в месяц. Правда, только для командиров дальнемагистральных Boeing 777 и Airbus A330.
И еще стоит уточнить, что 650 тысяч рублей – это оплата при условии достижения пилотом максимального полетного времени 90 час в месяц (900 часов в год), и до вычета налогов. Кто летает «стандартные» 80/800, получит столько же сколько и раньше.
«Представленные цифры в 650 тысяч рублей указаны с учетом квартальных и прочих премий. Оклады и часовые ставки остались старые. Премии же в существенной степени зависят от воли начальства. Могут дать, а могут и не дать. Заработки вторых пилотов остались на прежнем уровне. Такая ситуация привела к тому, что теперь уходить начали как раз вторые пилоты. А ведь это кадровый резерв для командиров воздушных судов», – отмечают в Шереметьевском профсоюзе летного состава.
Вместе с тем средний годовой доход члена правления «Аэрофлота» (их 11) превышает средний годовой заработок рядового сотрудника в 50 – 300 раз. Точные суммы заработков руководителей авиакомпании в последнее время не раскрываются. Но снижать их, судя по всему, никто не собирается.
Четверть миллиарда на воздух
А на днях стало известно, что «Аэрофлот» в этом году готов потратить аж 260 млн рублей на редизайн собственного сайта и мобильных приложений – если верить данным сайта госзакупок. Так, на выполнение работ по обновлению навигации и главной страницы сайта ПАО «Аэрофлот» предполагается заплатить 84,69 млн рублей. Следующие два контракта стоимостью 18 и почти 83 млн рублей коснутся редизайна раздела «Аэрофлот Бонус» и личного кабинета в этой программе. Еще один контракт стоимостью почти 74,2 млн рублей заключат на редизайн мобильных приложений «Аэрофлота».
Специалисты считают, что за редизайн практически любого сайта или приложения не платят тех денег, что предлагает «Аэрофлот». Даже именитые российские студии Артемия Лебедева, Aic или «Сибирикс» берут гораздо меньше за подобные услуги. Если удастся доказать, что цены в госзакупках «Аэрофлотом» завышены, то на виновных могут завести дела о коммерческом подкупе, картельном сговоре и растрате бюджетных средств.
Николай Морозов
По материалам: “Наша Версия”