Россияне сократили расходы на алкоголь и рестораны

Сервисы доставки готовой еды отнимают клиентов у традиционного общепита

Аналитики Deloitte выяснили, что россияне в первую очередь сокращают траты на алкоголь и рестораны. Эксперты ожидают, что экономия на спиртном сохранится, а рынок общепита будет развиваться за счет еды на вынос и доставки.

Россияне чаще всего экономят на алкогольных напитках и посещении кафе и ресторанов. Такой вывод делают аналитики Deloitte в исследовании «Потребительский сектор в России — 2019», которое проводилось в феврал​е—марте этого года впервые (опрос проводился онлайн, в нем приняли участие 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет).

Исследование потребительского поведения показало, что на продукты питания и алкоголь россияне расходуют 31% семейного бюджета, и это его самая затратная статья. Второе место (25%) пришлось на обязательные платежи, а третье (12%) — на одежду и обувь. Наименьшую долю в распределении семейного бюджета у россиян занимают сбережения — 6% от дохода.

О специфике российских покупателей и перспективах изменения потребительских настроений — в обзоре РБК.

ЗОЖ, скидки на алкоголь и еда на вынос

Россияне чаще всего экономят на алкогольных напитках (74%) и посещении кафе и ресторанов (76%), следует из результатов исследования. Как отмечает Оксана Жупина, руководитель группы по оказанию услуг компаниям потребительского сектора Deloitte, объемы и культура потребления алкоголя меняются на фоне моды на здоровый образ жизни и изменений в законодательстве. По ее мнению, алкоголь останется категорией, на которой потребители будут экономить в первую очередь.

Экономить на алкоголе также позволяют разнообразные скидки, отмечает ​партнер Bain & Company Евгений Белащенко. В результате выбор падает на более дешевый товар, поскольку потребители зачастую не видят значительной разницы между известными брендами. Белащенко уточняет, что иначе обстоят дела с алкоголем высокого ценового сегмента — там приверженность к конкретному бренду выражена лучше.

Эксперты в алкоголе

Почти половина россиян (49%) в ходе опроса заявили, что хорошо разбираются в алкогольной продукции и не нуждаются в помощи при ее выборе. Самым популярным видом алкоголя у жителей России оказалось пиво — его предпочитают 63% респондентов. Также в топ-3 вошло тихое вино (59%) и коньяк (45%). Водка оказалась только на пятом месте — о любви к ней заявили 36% опрошенных. При этом пиво, игристое вино, ликеры и водку россияне предпочитают отечественного производства, а другие виды алкогольной продукции — импортного. В среднем россияне покупают алкоголь пять раз в месяц. Аналитики выяснили, что мужчины на 50% чаще совершают покупки в этой категории и они же на 13% лояльнее идее о продаже спиртного онлайн.

При том что рост онлайн-продаж продуктов питания ускоряется, мнения россиян относительно запрета на продажу алкогольной продукции в интернете разделились:

  • 44% поддерживают снятие запрета, поскольку онлайн-продажи предполагает удобство, дают возможность сравнивать цены, а также являются дополнительным фактором для их снижения.
  • Примерно столько же — 43% респондентов — опасаются, что в случае снятия запрета алкоголь смогут приобретать несовершеннолетние.
  • Тем не менее 39% россиян готовы покупать алкоголь онлайн, 19% даже заявили, что возможность заказать алкоголь в интернете побудила бы их заказывать чаще и другие товары.

Такие категории, как питание и обязательные платежи, занимают больше половины расходного бюджета россиян: из-за инфляции и стагнирующих доходов они вынуждены меньше тратить на посещение кафе и ресторанов, отмечает Жупина. Как выяснили аналитики Deloitte, заведения общественного питания посещают 85% россиян. При этом в рестораны и бары они ходят почти в два раза реже, чем в кафе быстрого питания, — 2,7 раза в месяц против 5.

Евгений Белащенко отмечает, что в России культура питания вне дома в целом не так развита, как во многих других странах. Тем не менее потребление готовой еды в России будет развиваться, особенно в крупных городах: с одной стороны, у горожан есть необходимость сэкономить время, с другой — расширяется предложение от кулинарных отделов в супермаркетах, а также от кафе с демократичными ценами, предлагающими еду на вынос, и сервисов доставки, прогнозирует эксперт. «Доставка просто стала заменять традиционный общепит в широком спектре жизненных ситуаций, поэтому снижение расходов на посещение ресторанов и кафе выглядит вполне объяснимо», — констатирует директор по маркетингу Delivery Club Олег Хаустов.

Фото: Олег Дьяченко / ТАСС

По данным Nielsen, в конце прошлого года (четвертый квартал 2018-го) экономить приходилось 62% россиян. Увеличилось число тех, кто экономит на развлечениях вне дома (64%) и покупке новой одежды (64%), рассказала РБК директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия РБК Марина Волкова​.

На детях и здоровье не экономят

Категории, на которых экономить россияне не готовы, — это детские товары и лекарства. О снижении затрат на них заявили лишь 49 и 39% опрошенных соответственно, указывают аналитики Deloitte. Лекарства относятся к жизненно необходимым товарам, на которых начнут экономить в последнюю очередь, отмечает Жупина. В категории детских товаров большую долю трат составляют игрушки, поэтому при ухудшении экономической ситуации стоит ожидать, что и эту статью расходов потребители сократят, считает эксперт.

Как отмечает Евгений Белащенко, россияне не экономят на лекарствах и детских товарах в том числе и потому, что в России в этом сегменте слабо развиты собственные торговые марки (CTM), которые представляют собой более дешевые альтернативы известным брендам. Россияне опасаются покупать товары, в качестве которых они сомневаются, говорит эксперт. В то же время на Западе, например в США, CTM развиты значительно сильнее: потребитель уверен, что их качество соответствует строгим федеральным стандартам, рассказывает он.

Потребители стали свободнее распоряжаться деньгами при покупке импортных препаратов, уменьшился процент тех, кто покупает медикаменты только при острой необходимости, подтверждает Волкова из Nielsen. Также российские потребители готовы при необходимости платить больше за одежду (34%), мелкую электронику (32%), мясо и морепродукты (28%), кофе и чай (27%), выяснили аналитики Nielsen.

Больше покупок через интернет

В ходе исследования аналитики выяснили, что россияне любят ходить по магазинам: 30% опрошенных заявили, что занимаются шопингом, даже когда им ничего не нужно. ​Значительное количество респондентов — 87% — совершают покупки и онлайн. Реже всего в интернете покупают обувь и продукты питания. Последняя категория растет — 33% респондентов заявили, что стали покупать продукты в интернете чаще, чем год назад.

По словам Волковой из Nielsen, потребители стали больше доверять онлайн-ретейлерам, а список товаров, которые они предпочитают покупать в интернете, расширился. По данным Nielsen, наиболее активно россияне приобретали онлайн одежду (52%), продукты для красоты и ухода за собой (35%), билеты на мероприятия (32%), электронику (32%), книги, музыку, прессу (32%), мобильные устройства (31%) и заказывали доставку готовой еды (30%). Запрос на удобство и экономию времени со стороны потребителей способен поддержать дальнейший рост онлайн-сервисов, говорит Волкова.

Ольга Дубравицкая

По материалам: “РБК”

Ранее

В 8 школах Калужской области выявлены грубые нарушения в организации питания

Далее

Недовольство, усталость, медийность как факторы победы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru