Рост тарифов РЖД вдвое превышает инфляцию

Правительство России решило проверить оправданность роста тарифов

1-1

Пытаясь сдержать инфляцию, правительство России решило проверить оправданность роста тарифов на железнодорожные перевозки грузов, а также их себестоимость. Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович дал задание проверить затраты ОАО «РЖД» на электроэнергию и топливо, на которые в прошлом году железнодорожники потратили около 200 млрд рублей. В правительстве хотят сопоставить закупочные цены со среднерыночными, а также исследовать структуру поставщиков РЖД. В самой же монополии заверяют, что постоянно анализируют возможности снижения затрат, а тарифы на грузоперевозки согласны повышать в соответствии с уровнем инфляции.

В июне вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание по долгосрочным механизмам ограничения цен на железнодорожные перевозки грузов. На встрече рассматривались тарифы как самого ОАО «РЖД», так и операторов, работающих в секторе железнодорожных грузоперевозок. «Были опасения, что появится идея как-то ограничить ценовую политику частных компаний, но они не подтвердились», – рассказал один из участников совещания.

В протоколе совещания сказано, что с учетом структурных преобразований и сложившейся конъюнктуры рынка цены на услуги операторов в июне 2013 года соответствуют январю 2008 года и отсутствует вероятность роста ставок выше инфляции. Операторам порекомендовали только подписывать долгосрочные контракты, в чем, собственно, они и сами заинтересованы.

А само ОАО «РЖД» свои тарифы с января 2008 увеличила на 75,5%, что почти вдвое выше роста промышленной инфляции, которая за этот же период составила 45,1%. Кроме того, акционерное общество еще и постоянно получало прямые дотации от государства.

Тариф на перевозку грузов по железной дороге образуется из трех основных составляющих: вагонной, локомотивной и инфраструктурной. Доля операторов – владельцев вагонов составляет 15-25%, остальное остается у монополии, владеющей инфраструктурой и локомотивами.

В протоколе совещания отмечено, что рост тарифов ОАО «РЖД» со следующего, 2014 года не должен превышать уровня инфляции за предыдущий год. Об этом же, кстати, говорил и президент Владимир Путин в июне нынешнего года. В РЖД тогда заметили, что при 7-процентной инфляции «это вполне приемлемо».

Но вопросы по поводу обоснованности расценок РЖД у правительства остаются. Поэтому железнодорожников ждет проверка. Ревизию ОАО «РЖД» Аркадий Дворкович поручил провести Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по тарифам, Минэнерго, Минэкономики и Минтрансу. Специалисты проанализируют, сколько акционерное общество в 2011-2013 годах потратило на дизтопливо, сравнят закупочные цены со средними по рынку, изучат поставщиков. Такую же работу проведут и по поставкам электричества.

На совещании РЖД предложили снизить затраты и «максимально увеличить пропускную способность дорог при минимальных капвложениях».

Еще вице-премьер Аркадий Дворкович ожидает от ОАО «РЖД» предложений, как снизить расходы на содержание инфраструктуры железных дорог, и соответствующих изменений в нормативах. Было подчеркнуто, что безопасность при этом не должна пострадать.

Кроме того, Федеральная служба по тарифам изучит возможность ежегодного снижения эксплуатационных издержек, применяемых при расчете тарифов РЖД.

В РЖД пояснили, что на обеспечение работы подвижного состава и содержание железнодорожной инфраструктуры ежегодно расходуется порядка 3 млн тонн дизельного топлива и около 40 млрд киловатт-часов электроэнергии. В прошлом году на закупки топлива потрачено 87,4 млрд рублей, что на 13,7 млрд больше, чем в 2011 году. За электроэнергию в 2012 году железнодорожники заплатили 111,8 млрд рублей, что на 5,5 млрд больше, в 2011 году.

Говорить о причинах увеличения затрат на топливо за год почти на 16% в РЖД отказались, как, впрочем, и от комментариев затратам на электроэнергию и по структуре поставщиков.

По оценке Reuters, 3 млн тонн дизельного топлива в 2011 году стоили около 72 млрд рублей, в 2012 – 84 млрд рублей. Получается, что два года назад РЖД переплатило за солярку 1,7 млрд рублей, в прошлом – 3,4 млрд.

Средняя цена электричества для промышленности в 2012 году была около 2,5 рублей за киловатт-час. У РЖД она составила 2,8 рубля. Таким образом, перерасход средств на электроэнергию в прошлом году составил 11,8 млрд рублей.

Общий же перерасход средств, затраченных РЖД на топливо и электричество в 2012 году составил около 17 млрд рублей.

Много это или мало? Для справки: в 2013 в Московской области планируется потратить 17 млрд рублей на строительство детских садов, благодаря чему появятся дополнительно 36 тысяч мест.

Семен Богданов

Ранее

Названа причина аварии «Протона»

Далее

Владимиру Квачкову суд смягчил наказание

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru