Авария ракеты «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС на борту произошла из-за нештатного функционирования датчиков угловых скоростей, сообщил сегодня заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин.
«На 12-й секунде полета система управления сформировала сигнал повышения предельных углов полета», – сказал Лопатин.
Он пояснил, что это было связано с нештатным функционированием датчиков угловых скоростей.
На ГКНПЦ имени Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. В частности, в ходе расследования выяснилось, что три из шести датчиков оказались перевернуты на 180 градусов: грубо говоря, поставлены «вверх ногами».
Замглавы Роскосмоса отметил, что монтаж этих приборов на ракету «крайне сложен и неудобен».
«По изготовлению двигателей ракеты замечаний нет. Блоки электроразъемов тоже были изготовлены в соответствии с нормативной документацией. Нарушений по изготовлению приборов на заводе-изготовителе нет», – отметил Лопатин.
Говоря о том, почему при запуске ракеты был виден бурый дым, вырывавшийся из сопел двигателей, Лопатин отметил, что «ни о какой аномальной работе двигателей это не свидетельствует». «Бурый дым появился при дожигании газогенераторного газа», – сказал замглавы Роскосмоса.
2 июля ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М», стартовавшая с «Байконура», упала на первой минуте старта и взорвалась на территории космодрома.
Роскосмос создал аварийную комиссию по выяснению причин аварии. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин ранее сообщил, что ракета стартовала на 0,4 секунды раньше запланированного времени, но не это привело к аварии.
В числе возможных причин ЧП назывались в том числе и неправильная установка датчиков угловых скоростей.
Материалы предварительного заключения межправительственной комиссии по причинам аварии ракеты «Протон-М» сегодня переданы в прокуратуру.
Служба информации «НВ»