Главная / Скандалы / Как лжебиохимик из Instagram заставила тысячи людей глотать таблетки

Как лжебиохимик из Instagram заставила тысячи людей глотать таблетки

Технология, по которой блогеры заставляют вас покупать, что угодно

На этой неделе интернет взорвала история Елены Корниловой — блогера, предпринимательницы и обладетельницы нескольких ученых степеней в заграничных университетах. История успеха девушки, которая активно давала медицинские консультации в Instagram и разрабатывала схемы приема биоактивных добавок для подписчиков, как и ее дипломы, оказалась фейком. «URA.RU» узнало, почему сотни тысяч людей слепо доверились незнакомке из Сети, поставив под угрозу собственное здоровье.

19 февраля издание «РБК.Стиль» опубликовало на своем сайте материал под названием «Не нужно себя жестко ограничивать». Биохимик — о витаминах, сахаре и долголетии». Советы по правильному приему биоактивных добавок (БАДов) в статье раздавала 30-летняя Елена Корнилова, блогер с 263 тысячами подписчиков в Instagram, а также, по ее собственным словам, «трансгуманист и биохакер», ученый с магистерской степенью по биологии и дипломами сразу нескольких высших учебных заведений за рубежом. Спустя некоторое время на статью обратили внимание члены комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петр Таланов и Михаил Гельфанд. Они усомнились в полезности изложенных в материале рекомендаций, а также в квалификации самой Елены. Во время расследования выяснилось, что дипломы девушки — поддельные, после чего издание удалило статью.

Поездка Евгения Куйвашева в Новоуральск: завод Медсинтез и детский сад №15.

Специалисты советуют внимательно следить за дозировкой биоактивных добавок. Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

Таланов также подробно проанализировал публикации Корниловой в блоге «Медфронт». Эксперт называет ее советы «вредоносными» и даже «смертельно опасными», отмечает, что беременным блогер советует принимать вещества без доказанной эффективности и с недостаточным изученным влиянием на организм, и делает акцент на побочных явлениях, с которыми, судя по комментариям, регулярно сталкиваются читатели блога.

Генеральный секретарь Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), доктор медицинских наук Альфред Богданов в беседе с «URA.RU» пояснил, что биологически активные добавки к пище изначально являются безвредными, но при превышенной дозировке могут стать ядом для организма. «У современного человека в урбанистической среде достаточно ограниченный набор продуктов, который обладает низкой пищевой ценностью. Во всем мире биологически активные компоненты используются, чтобы улучшить пищевой статус человека. С другой стороны, большое значение имеет дозировка: если употреблять что-то в неограниченных количествах, то отравиться можно даже водой. Конечно, с этой точки зрения важно, чтобы БАДы назначались именно специалистами», — отмечает эксперт.

Богданов заявил, что однозначно безопасной является только та продукция, которая получила одобрение Росздравнадзора.

Приобретать любую другую — даже на таких популярных сайтах, как iHerb (который активно рекламировала в своем блоге Корнилова) — врач не рекомендует. «На любую продукцию, которая связана со здоровьем, должны быть разрешительные документы, только тогда это безопасно и эффективно. БАДы без таких документов категорически не стоит употреблять, потому что в некоторых случаях даже непонятно, что содержится внутри», — говорит он.

Концерт "Я буду петь свою музыку" Москва

Подростки относятся к самой внушаемой аудитории Сети. Фото: Владимир Андреев

Однако многих подписчиков блога Корниловой не волновали ни разрешительные документы, ни ее квалификация, несмотря на то, что псевдоученый предлагала употреблять по несколько десятков различных таблеток в день. Психолог Ольга Твардовская считает, что среди них просто оказались легковерные люди. «Есть определенный тип людей, которые легко поддаются внушению. Например, люди с визуальным восприятием информации или те, кого мало обманывали в жизни», — уточняет собеседница «URA.RU».

Эксперт по маркетингу в социальных сетях Артем Ратников объяснил агентству секрет успех Корниловой на примере российского певца Тимати. «Сначала он был певцом, потом создал продюсерский центр, затем начал открывать бургерные, барбершопы, автомойки. Он создал личный бренд. В сознании человека обычно возникает цепочка: он крутой и, чтобы стать таким же, как он, нужно ему подражать. Стричься в той же парикмахерской, что и он, мыть машину там же, где и он.

В случае с Еленой это то же самое психологическое влияние, и те, кто хочет стать таким же популярным, модным и успешным, стараются вести такой же образ жизни, как она, принимать те же биоактивные добавки», — поясняет Ратников.

По его словам, раскрутиться в интернете таким образом не так уж трудно: нужно сформировать тот самый личный бренд, нанять копирайтера, который писал бы умные посты с намеком на экспертность, и активно рекламироваться в самой соцсети и на других платформах.

Официальное открытие бургерной Black Star Burger. Екатеринбург

Схема расрктуки популярных блогеров похожа на поведение звёзд — например, Тимати. Фото: Наталья Чернохатова © URA.RU

Связь подписчиков с блогером прежде всего основана на доверии, говорит психолог по тревожным и эмоциональным расстройствам Павел Жавнеров. «Если в каком-то ролике вам показали, как правильно очистить одежду, вы это делаете и у вас действительно получается, то уровень доверия повышается. И каждый раз, когда совет оказывается полезным, доверия становится все больше и больше. Но это доверие происходит не на уровне интеллекта, а на уровне отношения одного человека к другому, поэтому и глобальные вещи принимаются на веру с такой легкостью», — объясняет собеседник агентства. Твардовская при этом замечает, что жители современной России в целом испытывают кризис доверия и не могут найти точку опоры. «Сейчас в обществе нашем очень мало кому можно доверять, потому что и врачи стали непрофессионалы, и учителя. Люди мечутся», — отмечает эксперт.

Жавнеров полагает, что эмоциональные отношения с блогерами иногда могут заменить для людей общение с друзьями и родственниками. Однако, по его словам, эта тенденция уже идет на спад. «Раньше люди действительно относилась к блогерам как к близким друзьям и родственникам, но степень доверия будет уменьшаться, так как люди понимают, что многое блогеры делают за деньги. Подрывают доверие и различная неправда с их стороны, громкие разоблачения. Сейчас такой контент как раз набирает популярность, поэтому люди будут постепенно отдаляться от своих героев», — полагает он.

Вера Чернышева

По материалам: «Ура.Ру»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru