В правительстве работают над очередным проектом о магазинах, который сильно ограничит, а то и вовсе запретит размещение магазинов на первых этажах многоквартирных домов
Конечно, все — для «комфорта граждан». Помнится, во времена КПСС даже цены поднимались «по просьбам трудящихся».
Хотя эксперты увидели здесь продолжение битвы крупных торговых сетей с небольшими магазинами так называемой шаговой доступности. Очень удобными для населения микрорайонов.
В последнее время сражение это все ожесточеннее. В начале года объединения производителей продовольствия обратились к вице-премьеру Д. Козаку с просьбой запретить торгсетям перепродавать мелким магазинам продукты, полученные от поставщиков с большой скидкой. Тем самым сетевики не только обирали производителей, но и де-факто захватывали сегменты рынка, принадлежавшие по закону мелким магазинам.
Потом была вброшена идея лишить магазины, торгующие маркированными товарами (изделия из меха, алкоголь, лекарства, табачная продукция и пр.), возможности использовать специальные налоговые режимы, что ведет к быстрому разорению этих торговых точек. Скандалы множатся, инициируют их агрессивные действия менеджмента торговых сетей, стремящихся избавиться от конкурентов.
«Есть четкие критерии регионального присутствия федеральных ретейлеров, — уверяет доктор экономических наук Никита Кричевский. — И если они соблюдаются, то поводов для недовольства экспансией крупных сетей, даже формальных, возникать не должно. Нарушениями должна заняться ФАС. И это единственно верный путь защиты конкуренции».
Но кому легче достучаться до кабинетов больших столоначальников? Владельцам мелких магазинов туда хода нет. На потребительском рынке бал правят крупные сети. Однако закрывать магазины в многоэтажных домах — это уже за гранью. Кто будет решать, мешают ли они жильцам? Куда девать те, которые давно и успешно работают? Как использовать освободившиеся помещения, которые не предназначены для квартир?
Возникают многие проблемы, и решать их придется очередными героическими усилиями. Жильцов же ждут долгие путешествия до супермаркета…
Лаврентий Павлов
“Новый вторник”