Кого россияне хотели бы видеть у себя в соседях
Для россиян соседство с очень бедными семьями выглядит предпочтительнее, чем с очень богатыми. У большинства в целом подозрительное отношение к людям, нажившим капитал, признают в Левада-центре.
Для россиян соседство с очень бедными семьями выглядит предпочтительнее, чем с очень богатыми, свидетельствует опрос Левада-центра. Такой вывод сделали социологи, измерив так называемую «социальную дистанцию», характеризующую отношение респондентов к различным общественным категориям. Авторы опроса предложили участникам опроса поделиться своими эмоции по поводу вероятного соседства с представителями одиннадцати категорий.
Согласно результатам опроса, 13% респондентов отнеслись бы «с интересом и готовностью общаться» к соседству с «очень бедной» семьей, в то время как к «очень богатой» семье такие эмоции возникли бы лишь у 9%. С раздражением и неприязнью к соседству с бедной семьей отнеслись бы лишь 3%, с богатой — 6%. В целом по составленному социологами индексу «соседской» терпимости, категория «очень бедная семья» стоит выше богатой.
Почему готовность видеть среди своих соседей очень бедную семью выше, чем готовность соседствовать с очень богатой семьей? Об этом Forbes рассказала автор исследования и социолог Левада-центра Карина Пипия.
Социолог отметила к целом подозрительное отношение большинства россиян к людям, нажившим капитал. Например, по данным другого опроса Левады-центра от 2015 года 70% граждан полагали, что в России невозможно честно зарабатывать миллионы рублей. «Последние 20 лет мы фиксируем, что люди подозрительно относятся к богатым, ко всем, кто имеет внушительное состояние, крупному бизнесу, поскольку заработать эти деньги честным путем невозможно, с «ворами» не возникает никакого желания жить вместе, отмечает Карина Пипия. — Кроме того, мы видим раздражение населения из-за коррупционных скандалов, задержаний и арестов последних лет — на фоне того факта, что две трети населения России не имеют собственных сбережений, а каждый второй обладает средствами только на покупку продуктов питания». Большинство ассоциирует себя с бедными или очень бедными, заключает социолог.
Для опроса был рассчитан индекс «соседской» терпимости: разница между лояльными («с интересом, готовностью общаться» и «спокойно, без особых чувств») и негативными установками в отношении возможного совместного проживания («с раздражением, неприязнью» и «недоверием, страхом») плюс 100. Если значение индекса было менее 100, по отношению к этим категорий доминировали негативные установки. Напротив, если значение индекса приближалось к 200, то готовность видеть в качестве соседей представителей тех или иных социальных групп — из предложенных для выбора — была высокой.
Желанные соседи
Как наиболее желательные соседи рассматриваются пожилой одинокий человек (195 пунктов), семья с инвалидом (194) и мать-одиночка с ребенком (193), нейтральное или доброжелательное отношение к проживанию ним в соседней квартире демонстрировало большинство. Как отмечают авторы опроса, наиболее длинная дистанция к совместному проживанию фиксировалась в отношении членов религиозной секты, гомосексуальной пары и неблагополучной семьи, потенциальное соседство с которыми вызывало у респондентов, скорее, «раздражение, неприязнь» или «недоверие, страх»
Так, наиболее нежелательными категориями соседей становятся члены религиозных сект (49 пунктов), представители ЛГБТ-сообществ (69 пунктов) и неблагополучные семьи (77 пунктов). Среди трендов можно выделить позитивную динамику в отношении к национальным меньшинствам, отмечает Пипия: «снижается нежеланием проживать с иными этническими и расовыми группами. Респонденты более лояльно относятся к тому, чтобы с ними соседствовали выходцы с Кавказа, Вьетнама и Китая».
Опрос Левада-центра проводился с 18 по 23 апреля 2019 года. Участие в нем приняли более 1,6 тыс. человек из 137 населенных пунктов 50 субъектов России.
Варвара Перцова
По материалам: “Forbes”