Начали освобождать фигурантов скандального уголовного дела
Как стало известно “Ъ”, адвокаты потерпевшей стороны по резонансному делу о пытках в Центре по борьбе с экстремизмом (ЦПЭ) в МВД Ингушетии намерены добиться отмены судебных решений, на основании которых бывшие силовики досрочно один за другим стали покидать места заключения. Первым от трехлетнего срока по состоянию здоровья был освобожден бывший начальник Сунженского РОВД Магомед Беков, а следом за ним по УДО вышел на свободу отбывающий пятилетний срок экс-сотрудник ФСБ Мустафа Цороев. Адвокаты не исключают, что осужденные силовики «воспользовались старыми связями».
Жалоба на незаконное, по мнению потерпевшей стороны, освобождение бывшего начальника Сунженского РОВД Магомеда Бекова, отбывавшего трехлетний срок, направлена в президиум Верховного суда Кабардино-Балкарии. «Решения Нальчикского городского суда и поддержавшего его Верховного суда республики по освобождению Бекова от наказания являлись неправомерными. Дело в том, что Нальчикский гарнизонный военный суд, вынося приговор экс-полицейскому, на основании заключения экспертов определил, что он может по состоянию здоровья отбывать срок»,— заявила “Ъ” адвокат потерпевших Хеда Ибриева. По ее словам, теперь высшая республиканская судебная инстанция неоправданно затягивает с ответом. «Рассмотрение нашей жалобы откладывается под предлогом того, что Беков находится на лечении. Но мы рассчитываем вернуть осужденного в колонию»,— заявила “Ъ” госпожа Ибриева.
Начальник центра противодействия экстремизму МВД Ингушетии Тимур Хамхоев, его заместители Сергей Хандогин, Алихан Беков и Андрей Бизнасюк, а также начальник Сунженского РОВД Магомед Беков, полицейский Адлан Хамхаев и чекист Магомед Цароев были задержаны летом 2016 года сотрудниками ФСБ, к которым с жалобой обратился предприниматель из Азербайджана. Он заявил, что силовики отняли у него дорогую иномарку и вымогали 800 тыс. руб., угрожая в случае отказа разгласить информацию об интимных отношениях приезжего с местной жительницей. В ходе разбирательства с жалобой предпринимателя был дан ход и заявлению родственников местного жителя Магомеда Далиева, умершего после допроса, который проводили сотрудники ЦПЭ.
По версии следствия, в июле 2016 года полицейские задержали Магомеда Далиева и его жену Марьям. Обоих, как говорится в материалах расследования, сотрудники ЦПЭ пытали, требуя дать признательные показания о том, что именно господин Далиев похитил 12 млн руб. из расположенного в станице Сунженской банка, в котором кассиром работала его супруга. В ходе следствия также выяснилось, что один из полицейских во время допроса женщины, которой в тот момент надели на голову пластиковый пакет, снял с ее пальца дорогое кольцо с бриллиантом. Для женщины пытки закончились тяжелыми травмами, а ее муж скончался в отделении полиции.
Потом в деле появились еще два эпизода с пытками: жители Ингушетии Дакиев и Муцольгов утверждали, что борцы с экстремизмом пытались выбить у них признания в причастности к незаконным вооруженным формированиям.
В июне 2018 года Тимур Хамхоев был приговорен к семи годам колонии, его заместитель Сергей Хандогин получил три года условно. Сотрудник ЦПЭ Иса Аспиев сел на пять с половиной лет. Еще один борец с экстремизмом, Андрей Бизнасюк, был приговорен к заключению на шесть лет, а его коллега Алихан Беков получил десять лет. Магомед Беков, разжалованный из полковников, должен был провести за решеткой три года. Пять лет суд назначил бывшему оперуполномоченному отдела по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом республиканского УФСБ Мустафе Цороеву, однако на днях суд в Нижнем Тагиле вынес решение о его условно-досрочном освобождении.
Представители потерпевшей стороны не исключают, что бывшие силовики воспользовались старыми связями. «Мы не удивимся, если в ближайшее время под каким-нибудь предлогом свободу получит и главный фигурант дела Хамхоев»,— отметила госпожа Ибриева.
Муса Мурадов
По материалам: “Коммерсантъ”