Служба по расчёту

Военных заставляют платить за испорченную технику

Командир подводной лодки по решению суда должен будет заплатить 12 миллионов рублей за ремонт субмарины. Причиной стала авария, которая случилась в 2016 году в Балтийском море. Подлодка «Краснодар» во время всплытия столкнулась с иностранным судном, её восстановление и ремонт обошлись в миллионы рублей. «Наша Версия» разбиралась, почему оборонное ведомство так жёстко наказывает военных.

Инцидент произошёл в 2016 году в Балтийском море. Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар» проекта 636.3 «Варшавянка» во время всплытия столкнулась с иностранным судном. Корабль, в который ударилась подлодка, фактически не пострадал, а у субмарины оказался сломан перископ. После инцидента «Краснодар» в сопровождении двух буксиров ВМФ отправился на ремонт в Санкт-Петербург. Пока инженеры приводили лодку в порядок, в Минобороны решили устроить показательную порку. Впрочем, удручающее состояние Балтийского флота и прежде вызывало недовольство в Минобороны. По словам знающих людей, ЧП с подлодкой стало последней каплей – в итоге похоже, что было уволено практически всё руководство Балтийского флота. Чуть ли не 50 человек сняли с должностей за пренебрежение должностными обязанностями, а командующего флотом адмирала Виктора Кравчука вообще уволили из армии. Однако максимально жёстко было решено поступить с виноватыми подводниками. Их не только уволили, но ещё и заставили компенсировать затраты на ремонт подлодки.

Для этого Минобороны обратилось в суд. Из приговора суда известно, что капитан 2 ранга Сопин, командир «Краснодара» с сентября 2014 года по октябрь 2016 года, допустил нарушение правил корабле­вождения. А капитан 1 ранга Мартемьянов, возглавлявший кронштадтский дивизион подлодок, допустил халатность. В ходе рассмотрения уголовных дел офицеров к ним были заявлены иски Минобороны на общую сумму ремонтных работ, которые верфь оценила в 33 млн руб­лей. В итоге Ленинградский окружной военный суд постановил взыскать с Дениса Сопина, руководившего опасным маневрированием подлодки, 12 млн рублей, а со старшего на борту Игоря Мартемьянова – 5 млн рублей. Примечательно, что свою вину офицеры полностью признали.

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Напомним, что это не первый резонансный случай, когда офицеров штрафуют на крупные суммы. В прошлом году пилота войсковой части в Черняховске (Калининградская область) старшего лейтенанта Сергея Нефёдова осудили за повреждение истребителя Су-27. Во время посадки пилот попытался выпустить тормозной парашют, но по ошибке убрал шасси. В итоге воздушное судно ударилось носовой частью фюзеляжа о полосу. Допущенное лётчиком нарушение правил полётов привело к выводу воздушного судна из строя и причинило Минобороны материальный ущерб на сумму более 27 млн рублей. Нефёдова приговорили к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года и штрафу в сумме 2,7 млн рублей. Свою вину лётчик также полностью признал.

Почему вдруг Минобороны решило бить военнослужащих рублём? Взыскание штрафов началось после того, как в прошлом году Минобороны инициировало поправки в закон «О материальной ответственности военнослужащих». Изменения уточнили ответственность солдат, офицеров и призванных на сборы граждан за порчу имущества, закреплённого за воинскими частями. Документ подробно регламентирует порядок возмещения причинённого ущерба. Среди прочего в законе присутствует примерно такой пункт: военнослужащие могут в рассрочку компенсировать причинённый ими ущерб, но этой льготой пользуются лишь те солдаты и офицеры, которые признали свою вину. При этом им необходимо подписать письменное обязательство о компенсациях и согласовать график выплат. Именно поэтому они безропотно признают вину. Тем не менее эксперты полагают, что подобный подход может в итоге привести к тому, что военнослужащие будут всячески избегать ответственности и принятия рискованных решений, без которых служба в армии невозможна. Ведь если есть реальная опасность получить многомиллионный штраф, то проще вообще ничего не делать.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:

– В Советском Союзе за ущерб, нанесённый военной технике и имуществу, офицеры платили, но это были разумные и соразмерные доходам военных выплаты. К примеру, военнослужащий платил несколько окладов или лишался премиальных выплат, а остальное компенсировало государство. Сейчас с военнослужащими поступают максимально жёстко, можно сказать жестоко. В ряде случаев выплаты, которые назначаются сегодня, офицер не сможет выплатить в течение всей жизни. Также положение дел, несомненно, оказывает сильное психологическое давление.

Александр Степанов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Неизвестный заплатил за обед с Уорреном Баффеттом больше $4,5 млн

Далее

Последняя кровь

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru