В чем проблемы правительственного софта для контроля за расходами на 26 трлн руб
Электронная система по управлению национальными проектами работает со сбоями, утверждают источники РБК. Все проблемы фиксируются, заверяют в Минфине, большинство из них вызвано тем, что чиновники впервые работают с программой.
Сотрудники аппарата правительства, федеральных и региональных министерств регулярно сталкиваются с техническими сбоями в работе электронной подсистемы, контролирующей реализацию национальных проектов. Об этом РБК сообщили три федеральных чиновника и источник в аппарате правительства.
Подсистема для управления и контроля за реализацией национальных проектов в рамках майского указа президента Владимира Путина заработала в начале 2019 года в рамках системы «Электронный бюджет», через которую осуществляется управление всеми государственными и муниципальными финансами.
По словам двух источников РБК, наиболее часто чиновники жалуются на медленную загрузку разделов подсистемы и технические ошибки, на устранение которых может уходить до нескольких дней. По словам одного из источников, о проблеме докладывали премьер-министру Дмитрию Медведеву, так как ситуация «не способствуют оперативному и эффективному решению задач».
РБК направил запрос пресс-секретарю главы правительства.
Что такое «Электронный бюджет» и как он связан с нацпроектами
Система «Электронный бюджет» — это единая система управления государственными и муниципальными финансами, оператором которой является Минфин. В этой системе все участники бюджетного процесса (более 10 тыс. организаций) ведут работу по формированию бюджета страны, выполнению госзаданий, смет и др. Через «Электронный бюджет» заключаются все соглашения на предоставление субсидий.
В «Электронным бюджете» создана отдельная подсистема по управлению национальными проектами, реализуемыми в соответствии с майским указом президента до 2024 года. Стоимость реализации всех нацпроектов оценивается в 25,7 трлн руб. с 2019 по 2024 год. Из них 13,2 трлн возьмет на себя федеральный бюджет, за 4,9 трлн руб. будут отвечать региональные власти. При этом в основном региональные полномочия будут обеспечены финансированием из федерального бюджета (порядка 95%).
Чиновники жалуются на зависание и сбои
По каждому нацпроекту федеральные и региональные чиновники должны заносить в систему от нескольких сотен до нескольких тысяч показателей, поясняет РБК федеральный чиновник. «Редактура одной контрольной точки может занимать до получаса — система медленно реагирует, зависает, выдает ошибку», — сказал он.
«Для редактирования одной контрольный точки в среднем требуется от семи до десяти кликов. Таким образом, среднее время редактирования одной контрольной точки может достигать от нескольких минут до получаса. В случае необходимости корректировки федерального проекта на технический процесс в среднем может потребоваться около 54 человеко-часов», — описал чиновник процесс работы в системе.
Корректировка 350–400 контрольных точек одного федерального проекта может потребовать работы трех специалистов в течение нескольких дней, привел пример федеральный чиновник. По его словам, «система особенно тормозит в середине рабочего дня: реакция на один клик может занимать до пятнадцати минут».
Технические сбои фиксируют и региональные чиновники. «Технические сбои в системе действительно есть. Мы с ними сталкиваемся в работе и находимся на постоянной связи с Федеральным казначейством по вопросам их устранения», — рассказал РБК и.о. министра финансов Челябинской области Андрей Пшеницын. «С этого года через нее [систему] стала проходить информация по финансированию нацпроектов. Поэтому, безусловно, она требует постоянной настройки», — добавил он. По словам Пшеницына, проблемы возникают с доступом в систему, регистрацией пользователей, вводом информации, корректностью ее обработки.
«Часто длительное ожидание отклика системы заканчивается ошибкой, после чего в большинстве случаев необходимо перезаходить и начинать новую сессию», — соглашается федеральный чиновник.
Пресс-служба Минтруда подтвердила РБК информацию о сбоях, отметив, что они не повлияли на работу ведомства, служба технической поддержки оперативно обрабатывала сообщения о сбоях.
В пресс-службе Минкомсвязи РБК сообщили, что сотрудники министерства регулярно сталкиваются с различными проблемами в работе с «Электронным бюджетом». «Периодически возникают новые виды ошибок. Все это приводит к вынужденным простоям, к потере сотрудниками времени, которое они могли бы потратить гораздо эффективнее. Но надо отметить, что техподдержка системы стала помогать охотнее и быстрее, чем раньше», — сообщили в Минкомсвязи.
В Минфине Татарстана, Башкортостана и Республики Крым сообщили, что не сталкивались со сбоями в работе системы. При подготовке материала РБК направил запросы в пресс-службы министерств финансов Московской, Свердловской, Ленинградской, Новосибирской областей, а также в министерства финансов Хабаровского края, Республики Марий Эл. Также РБК направил запросы во все министерства, участвующие в реализации нацпроектов.
Минфин ссылается на недостаток опыта у пользователей
Минфин фиксирует все ошибки, возникающие при работе подсистемы «Электронного бюджета», сообщили РБК в ведомстве. «Учитывая, что системе менее полугода, а в ней в режиме онлайн работают более 12 тыс. пользователей, ошибки случаются, это неизбежно», — отметили в Минфине, добавив, что неполадки в среднем устраняются в срок не более 18 часов.
Информационная система всегда требует большой работы на первоначальном этапе формирования данных, подчеркнули в министерстве. Но подавляющее большинство обращений — это заявки на консультацию от пользователей, которые впервые столкнулись с работой системы такого класса (электронный документооборот, единое облако, множество встроенных в систему контролей, справочников), что само по себе воспринимается как сложность в работе, полагают в Минфине. «Ошибки в работе системы составляют небольшую долю», — утверждают в ведомстве.
«За более чем шестилетнюю историю функционирования системы «Электронный бюджет» не было ни одного случая срыва сроков или торможения процесса формирования или исполнения бюджета», — напомнили в Минфине. Для совершенствования работы системы Минфин регулярно проводит работу по оптимизации кода программы, нагрузочные тестирования, балансирует нагрузку на сервера.
За разработку системы отвечала структура «Ростеха»
Контракт на разработку программного обеспечения системы был заключен с АО «Государственный научный инновационный внедренческий центр (ГНИВЦ)», рассказали РБК в Минфине. Компания занималась также разработкой ИТ-системы Федеральной налоговой службы. Цена контракта составила 299,7 млн руб., срок выполнения работ по контракту — 10 декабря 2019 года. «Оплата производится поэтапно в соответствии с условиями контракта по мере сдачи», — добавили в ведомстве.
Субподрядчиком ГНИВЦ является «БАРС Груп» — дочерняя компания ГК «Ростех». Именно она ведет разработку подсистемы «Электронного бюджета» для контроля за исполнением нацпроектов, следует из пресс-релиза компании.
Представитель «БАРС Груп» отказался от комментариев. Источник РБК, близкий к компании, утверждает, что система работает без сбоев. «Внедрение любой новой системы сопровождается вопросами и необходимостью консультировать потребителей этой системы. К компании поступают заявки на техническую поддержку, но они решаются в рабочем порядке», — говорит собеседник РБК.
Петр Канаев, Ольга Агеева, Ксения Назарова, Екатерина Костина
По материалам: “РБК”