Обветшавший промысловый нефтепровод компании «РН-Юганскнефтегаз», дочерней структуры «Роснефти». уже десять дней убивает экологию Нефтеюганского района ХМАО. Экономический ущерб, по оценкам специалистов, идет на сотни миллионов рублей. Под угрозой затопления магистральный нефтепровод «Транснефти». Это происходит при полном молчании Росприроднадзора и экологических организаций. Виновник аварии традиционно предпочитает не комментировать ситуацию.
Нефть, разлившаяся из трубы «РН-Юганскнефтегаз», на 6 см пропитала землю в охранной зоне нефтепровода «Усть-Балык – Омск» (УБО) в районе поселке Сентябрьский Нефтеюганского района (Ханты-Мансийский АО). Соответствующий акт был составлен природоохранными специалистами 15 июля по результатам осмотра места аварии.
Нефть из обветшалой промысловой трубы «РН-Юганскнефтегаз» выступила на поверхность 12 июля. На опубликованных в СМИ фото с вертолета видно, что разлив пытаются замаскировать стволами деревьев. На сегодня площадь разлива уже больше 1 тыс. кв. м. «Видно, что образовалось два озерка из нефти. Рядом находится третье. Сейчас из одного из нефтяных озер ручей потек в сторону магистрального нефтепровода», — сообщил представитель «Транснефти». «Мы не можем ликвидировать разлив — это чужой объект. Поэтому только огородили место его распространения», — пояснил он.
Некоторые интернет-каналы пытаются обвинять в разливе «Транснефть», хотя на фотографии видно, что от нефтяных озер до трассы нефтепровода УБО 150-200 метров чистой земли.
Аналогичный разлив нефти в этом же месте из трубы «РН-Юганскнефтегаз» был зарегистрирован четыре года назад в 2015 году. Тогда нефть также разлилась на площади более 1000 кв. м.
По данным Минприроды, в России в результате аварий на объектах добычи и транспортировки нефти в окружающую среду поступает около 1,5 млн тонн нефти в год. Гринпис предлагает цифры в три раза большие.

Основная причина разливов нефти – старые проржавевшие во многих местах промысловые трубопроводы. Как известно, максимальный безаварийный срок их службы составляет около 20 лет. Для некоторых нефтепроводов и природно-климатических условий такой срок может составлять и менее 5 лет. По разным оценкам, износ нефтепроводного парка в России на сегодняшний день 50-70%.
Стоимость программы модернизации промысловых нефтепроводов России оценивалась в 2014 году министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским в 1,3 трлн. рублей. В его докладе отмечалось, что по принятым в 2013 году новым Правилам безопасности в нефтяной и газовой промышленности сроки замены промысловых трубопроводов определены не менее 1 раза в 8 лет.
По данным Природнадзора ХМАО, основной вклад в аварийность на территории округа вносит дочерняя компания «Роснефти». Как писали СМИ, в 2017-м году у компании «Лукойл» на территории округа произошло 29 инцидентов, у «Сургутнефтегаза» 4-5, в то время как у дочек «Роснефти» только за первые 5 месяцев, по данным издания «Дождь», произошло 282 аварии, а всего у ее компаний происходит почти три половиной тысячи ЧП в год, в среднем по 10 в день! С тех пор, по мнению ряда экспертов, ситуация только ухудшилась. «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» активно применяют современные инновационные способы защиты трубы, инвестируя в их капремонт и замену. «Роснефть» же зачастую экономит на замене ветхих промысловых труб. Как отмечали журналисты, старые изношенные трубы якобы многократно перебрасываются с одного месторождения на другое после «реконструкции», которая чаще всего ограничивается наклейкой новой изоляции на ее поверхность. В постоянных разливах в компании пытаются обвинить… «Юкос», который 16 лет назад вовремя не поменял трубы.
По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Ильи Надточего, для «мотивации» нерадивых собственников промысловых трубопроводов «…необходимо максимально оперативно принять закон об обязательной утилизации бывших в употребление труб». В конце апреля Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под руководством главы Минпромторга Дениса Мантурова провела заседание, на котором эта тема была обозначена, как одна из наиболее острых в нефтянке и ЖКХ.
Как заявлял глава Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Игорь Малышев: «За последние десять лет в России была создана индустрия по производству фальсификата — бывших в употреблении труб. Более чем на 200 площадках идет реставрация демонтированных труб нефте- и газопроводов, их обжиг, изоляция. Затем трубы продаются как новые по поддельным сертификатам известных производителей (контрафакт) или сертифицируются по ГОСТу на новые трубы (фальсификат)». При этом во всем мире, по его словам, трубы после очистки идут на переплавку как лом.
По оценке руководителя энергетической программы Greenpeace в России Владимира Чупрова, ежегодно компания “Роснефть” недоинвестирует в замену нефтепроводов 200 миллиардов рублей в год. Этого бы хватило, чтобы за 5–7 лет полностью заменить парк трубопроводов. Однако прибылькомпании нередко идет на выплату дивидендов менеджерам и представительские расходы. Общая сумма дивидендов за 2018 года составит как раз необходимую для ремонт труб сумму − 274,6 млрд руб. За счет недоинвестирования в охрану окружающей среды рентабельность добычи нефти у «Роснефти» является более высокой, чем у зарубежных конкурентов. Если бы ущерб от разливов нефти из обветшалых нефтепроводов «Роснефти» учитывался государством полностью, компания уже сегодня должна была бы платить за это ежегодно около 300 млрд рублей, говорит Чупров.
Вопрос один: чем занимаются контролирующие организации. Тот же Гринпис, видимо, на низком старте – в ожидании очередного транша, Росприроднадзор, похоже, в процессе небыстрого согласования санкций, а сам виновник аварии традиционно уходит в «несознанку».
Михаил Дугин