РЕАЛИИ ПОСТКРИЗИСА: РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ИДЕТ ЗА СЧЕТ ФАКТОРОВ, ДОМИНИРОВАВШИХ И ДО ОБВАЛА МИРОВЫХ РЫНКОВ
Не так давно Институт региональной информации обнародовал очередной «Индекс качества жизни в регионах России», который представляет несомненный интерес для читателей “ДВ”. Исследованию аналитиков подверглись итоги первых кварталов последней пятилетки.
Признанные регионы-лидеры – Москва, Санкт-Петербург и Московская область – сохраняют свои позиции по шести главным показателям качества жизни:
• размер индивидуальных доходов населения;
• миграционная привлекательность региона;
• выживаемость детей до одного года;
• уровень безопасности жизни;
• развитость рынков услуг;
• доступность рабочих мест.
Однако оценка динамических изменений от 2006 к 2011 году позволяет сделать ряд любопытных открытий. Так, резко усилились позиции трех нефтегазовых регионов – Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, а также Сахалинской области. Занимавший в первом квартале 2010 года 10-е общее место в рейтинге ЯНАО через год уже оказался третьим, а НАО переместился с 17-го сразу на шестое место! Удачи в росте качества жизни связаны с неуклонным улучшением конъюнктуры мировых энергетических рынков, позволяющей этим регионам увеличивать социальные расходы без оглядки на жесткие лимиты федеральной помощи.
Еще интересно, что эти регионы в наибольшей степени «просели» именно в 2010 году, когда в полной мере ощущалось сжатие нефтегазовых доходов в 2009 году, и сразу пошли на подъем, используя плоды послекризисного 2010 года уже в 2011 году. Чем не картина V-образного падения и восстановления экономики, предреченного аналитиками еще на заре кризиса!
Что касается Сахалинской области, то она взмыла вверх в рейтинге в прошлом году, особенно по ключевому показателю – «доступность рабочих мест». В этом сказалось развитие серии проектов по схеме СРП (соглашений о разделе продукции). Обращает на себя внимание некоторый спад одного из традиционных фаворитов рейтинга, Тюменской области, – с 4-го в первом квартале 2010 года до 8 места в текущем году. Но такие колебания оценок не обозначают и не вскрывают каких-либо новых тенденций, а лишь служат барометром определения некоторых болевых точек. Для Тюменской области это, прежде всего, необходимость снизить уровень преступности и дальнейшее совершенствование сферы услуг в отдаленных территориях.
Трудности регионов, входящих в последнюю десятку, носят во многом хронический характер. Это касается и республик Сибири (Тыва, Алтай), и Калмыкии, и дальневосточных Амурской области и Еврейской АО. Забайкальский край скатился еще на четыре позиции вниз по сравнению с ситуацией годичной давности и теперь занимает лишь 79 место. К тому же он недавно отличился тем, что завоевал печальное лидерство в РФ по числу преступлений на душу населения в минувшем году.
Максим СИДОРОВ
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Андрей АХРЕМЕНКО, зав. лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ, доктор политических наук, профессор:
– Диспропорции в развитии регионов – болезнь стародавняя. Их ликвидация постоянно заявляется властью как приоритет, но результатов пока еще не видно, поскольку сказываются и разрушительные импульсы 90-х годов прошлого века, и объективная трудность задачи. Можно вспомнить, что в советское время проблемы отставания регионов в развитии (того же Северного Кавказа) решались путем направления в них федеральных (тогда – общесоюзных) ресурсов. Но сейчас иные времена, как, впрочем, и иные инструменты.
Планы по форсированному развитию СКФО за счет федеральных ресурсов – это в большой степени геополитический проект, базовый инструмент деятельности созданного под эту задачу полпредства во главе с экс-губернатором Красноярского края Александром Хлопониным. И оценивать его можно будет лишь под этим углом зрения. Проект нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан также призван в определенной степени укреплять позиции государства на восточных территориях.
В целом, эти затраты – во многом вынужденная мера укрепления федерального единства. О развале РФ речь не может идти, если только не случится нечто совершенно непредсказуемое. Но весьма осторожная линия тандема по укреплению существующего порядка в сочетании с использованием накопленных средств бюджета для заблаговременного «гашения» потенциально взрывоопасных точек дает осторожные основания для оптимизма.