Медведев подписал постановление, против которого выступали авиакомпании
Дмитрий Медведев подписал постановление, из-за которого авиабилеты точно подорожают, а авиакомпания S7 и вовсе грозила остановкой.
Что случилось?
Речь о постановлении, которое обязывает иностранные системы бронирования авиабилетов на внутренние рейсы, которыми пользуется большинство российских авиакомпаний, перенести серверы с персональными данными пассажиров в Россию. Авиакомпании выступали резко против изменений, но Дмитрий Медведев все-таки их утвердил, узнал РБК.
Кого коснется
Иностранными системами бронирования пользуются почти все крупные российские авиакомпании. «Аэрофлот», «Россия» и «Победа» сотрудничают с американскими Sabre и Navitair, S7 обслуживает испанская Amadeus, даже региональная «Якутия» работает со швейцарской SITA.
Цель
Формально цель нововведений — обеспечить суверенитет при выполнении внутренних перелетов, безопасность и конфиденциальность данных пассажиров. На деле беспокойство вызывает то, что через системы бронирования иностранные спецслужбы могут узнавать о передвижениях россиян, в том числе чиновников и военнослужащих, объяснил РБК источник, близкий к правительству.
Деньги
Перенос серверов будет затратным удовольствием — по оценкам, на сотни миллионов долларов. И не факт, что все иностранные компании на это пойдут. Пока о готовности переносить серверы в Россию не заявила ни одна из них, хотя в 2018 году замгендиректора «Аэрофлота» Кирилл Богданов заявлял, что Sabre, с которой работает авиакомпания, будет переносить серверы и создавать для этого СП в России. Но сегодня РБК в Sabre однозначно подтверждать это не стали.
Интересанты
Отечественные аналоги есть — например, российскими системами бронирования пользуются авиакомпании Utair («Сирена-Трэвел») и «Азимут» (работает с новой Национальной системой бронирования, разработанной «Ростехом» и аэропортом Внуково). По идее они и будут главными бенефициарами изменения правил.
Что здесь не так
Но, например, S7 уже предупреждала, что ее эти изменения поставят на грань остановки. Компания участвует в глобальном альянсе One World, и у российских систем нет необходимого функционала для работы с системой альянса. С той же проблемой столкнется «Аэрофлот», который входит в альянс Sky Team. В теории российские системы можно успеть доработать. Но сам переход тоже потребует времени и денег. Смена системы бронирования занимает до полутора лет, в 2004 году «Аэрофлот», перевозивший тогда в четыре раза меньше пассажиров, потратил на переход на Sabre $15 млн.
- В авиакомпании «Азимут» (ее совладельцем, как и Национальной системы бронирования, является акционер Внуково Виталий Ванцев) не согласны с аргументом о дороговизне: тарифы на обслуживание в НСБ в 2,5 раза ниже, чем в западных системах, сказали The Bell в компании.
- Перестраиваться придется и агрегаторам. Например, серверы OneTwoTrip расположены в России, но сам агрегатор работает со всеми доступными системами бронирования, в том числе с иностранными, а будет — с теми, кто подчинится законодательству.
Что мне с этого?
Продажи авиабилетов вряд ли встанут, но свои расходы авиакомпании зашьют в стоимость билетов — об этом говорит даже представитель Utair, которая пользуется услугами российской системы бронирования. Отрасль — на грани рентабельности, рост расходов на убыточные внутренние перевозки может стать для авиакомпаний критичным.
Ирина Малкова
По материалам: “The Bell”