Эсхатологический анализ ежегодного Послания Президента Федеральному собранию.
Наша справка:
«ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos – последний, конечный и …логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце».
(Современный толковый словарь)
Сталинская конституция в свое время была самой демократичной в мире. В жизни советских людей не все совпадало с конституционными нормами, но конституцию никто не менял и не собирался менять. Президент России Владимир Путин также не собирается менять Ельцинскую конституцию, написанную под диктовку наших американских партнеров. Об этом он сразу сказал в первых словах своего очередного ежегодного Послания Федеральному собранию. Не про американских партнеров, конечно, а про то, что менять не собирается. И эти слова стали своеобразным камертоном для внимательных слушателей офф- и онлайн. Те, что сидели в зале, сразу настроили себя не на «аллегро виваче», а на «анданте кантабиле». Но, тем не менее, прерывали речь Президента аплодисментами 34 (тридцать четыре) раза.
Важно ведь сразу же дать понять целевой аудитории, чего ожидать от жизни. Я не хочу даже мысленно представлять себе, какова была бы реакция сидящих перед Путиным матерых столпов власти, если бы он их подстегнул на темп «Аллегро виваче», что по ненашему означает решительную борьбу с внезапно открывшимися недостатками в быстром темпе. Аплодисментов было бы, несомненно, на порядок больше, но сразу после окончания президентского спича 108 (сто восемь) процентов аплодировавших рванули бы к своим личным «Фальконам», дожидающимся их в аэропортах на случай часа Х, то есть конфискации. Это, конечно, преувеличение, но насколько я преувеличил, ты уж, читатель, догадывайся сам.
Так вот. Темп был задан и «громада тронулась», в хорошем смысле этого слова, и айда рассекать волны. Но, заметим, вовсе не «гнать».
Наша справка:
«Гнать волну – накалять обстановку, идти на конфликт».
(Словарь слэнга)
О слиянии Верховного и Арбитражного судов было сказано коротко, потому что говорить было не о чем. Все уже слили.
Третьей волной стало местное самоуправление. Причем в полном логическом соответствии с конституционной нормой о социальном государстве.
Смысл этой нормы – «именно во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны». – сказал Президент.
Президент абсолютно прав, граждане России активно стремятся участвовать в жизни страны. Особенно москвичи из Бирюлево и жители Арзамаса. Местное самоуправление – это место, где рождается и расползается по всей стране российская коррупция. Именно муниципалы – силовики и чиновники – главные враги россиянина любой этнической принадлежности. Они, однако, не лютые злодеи типа Джека – Потрошителя, хотя порой среди них встречаются весьма конкретные цапки. Просто людям повезло устроить себе жизнь, и они конвертируют свою муниципальную власть в недвижимость и прочие прелести жизни.
Путин обратился к «Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации. Давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы, наконец, привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени».
У меня большие сомнения, что коллективный осмотр «этой проблемы» принесет заметные результаты. Уже осматривали, а что толку? Не ожидаю в этой сфере заметных и результативных подвижек, а, стало быть, впереди новые всплески протестных цунами. Президент намерен дать финансовую самостоятельность местной власти. Но ведь она эту самостоятельность тут же конвертирует в свою пользу. Если бы граждане могли в условиях честной конкуренции выбирать главу управы, старосту, а также шерифа, выражаясь по-американски, тогда бы дело сдвинулось с коррупционной точки. Но если говорить коротко, это в наших условиях невозможно. А на длинные речи времени маловато.
Теперь, если позволите, я брошу считать президентские «волны», чтоб не подумал кто-то, что я над кем – то насмехаюсь. Не насмехаюсь я, а практически плачу.
Как практикующий политтехнолог, я не хочу никак комментировать слова Президента о том, что «прошедшие недавно выборы показали, что в политической жизни стало меньше официоза, заорганизованности, заранее прогнозируемых результатов». Пусть на эту тему высказываются другие эксперты, ну например Вячеслав Володин или его зам. Артем Балыкин.
Сама постановка вопроса о необходимости устраивать «нулевое» чтение важнейших законопроектов, то есть их общественное обсуждение, говорит о том, что законодательная власть, по-прежнему, останется полностью управляемой манагерами из Большой Башни, которые и будут устраивать эти «нулевые» чтения и принимать ключевые решения, слегка поглядывая на открытую форточку – бегут мужики с вилами, или пока что дремлют в социальном забытьи.
Позвольте также пропустить пассажи про Общественную Палату, правозащитное движение и прочие благорастворения воздУхов. Как бывший организатор механизма информационных спецпроектов для властителей Большой Башни, я в противном случае буду вынужден или врать, или выдавать коммерческую тайну.
Очень интересно Президент коснулся темы межэтнических конфликтов.
«Аморальный интернационал» – это находка! И по сути верно, поскольку Путин уточнил, что сюда входят «и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые “крышуют” этническую мафию, и так называемые “русские националисты”, разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».
Практически одновременно с выступлением Президента России глава Чечни Рамзан Кадыров сделал довольно серьезное заявление. Он призвал своих кавказских коллег воспитывать молодежь, подчеркнув, что у чеченцев «нет проблем с москвичами». Рамзан Ахматович – человек серьезный и всецело поддерживающий Владимира Путина. Поэтому, сопоставив слова Путина и Кадырова, можно довольно точно прогнозировать дальнейшую политику в части культивируемой дружбы народов.
Лично меня что-то удерживает от такого прогнозирования, и я с облегчением перехожу к экономической части президентского выступления. Все знают о его майских указах прошлого года. В них он выдвинул важные социальные приоритеты, которые призваны спасти социальный мир в стране, не допустить окончательного обнищания большинства населения. Против этих указов недавно напрямую выступил премьер Медведев. Это была не просто оговорка, вроде «отливания в граните». Медведев озвучил жесткую позицию финансовых магнатов типа Прохорова, который, если вы помните, предлагал удлинить рабочий день и ограничить права профессиональных союзов. Господина Прохорова рьяно поддерживает креативный класс, а вот жители Норильска его ненавидят. Позиция Медведева и Прохорова – выйти из кризиса за счет населения, задушив протестные выступления жесткими полицейскими мерами. Путин же предлагал в своих указах усилить ответственность чиновников всех уровней и тем самым выявить скрытые резервы экономического роста. Но ничего не было сделано.
Путин спросил собравшихся: «Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленной цели.
Проведение преобразований затянулось, и затянулось недопустимо. В результате люди, потребители услуг кардинальных изменений не чувствуют. Мы выделяем огромные ресурсы, но если не проводить реформы, вместо качества будут расти только неэффективные расходы, раздуваться управленческий аппарат, что и происходит часто на практике. Обращаю на это внимание и федеральных органов власти, и руководителей регионов Российской Федерации.
Важнейшая задача – создание системы независимой оценки качества социальных учреждений. Этот механизм позволит увязать их финансирование с результатами работы, а значит провести эффективную оптимизацию бюджетной сети».
Во время оно Святой Апостол Павел в первом послании к Коринфянам сказал схожие слова, но несколько короче: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Я конечно не осмеливаюсь в гордыне своей сравнивать намного превосходящих меня разумом авторов двух Посланий, но просто замечу, что домостроители-то нынешние верными могут быть только своим личным или корпоративным, а вовсе не общенациональным интересам.
Президент видит выход из сложившегося застоя в законодательных нормах прямого действия, «которые определят единые подходы, стандарты и критерии, а также обязательства всех уровней власти по созданию системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы».
И тут я позволю себе задать вопрос: а что же, полтора года назад Президенту не было ясно, что нужны законодательные нормы прямого действия? Если так, то горе нам, низкооплачиваемым россиянам! Ведь и сейчас Президент не потребовал, не приказал, а попросил «принять соответствующий закон уже в ходе ближайшей весенней сессии». «Обращаюсь с настоятельной просьбой к вам, уважаемые коллеги» – сказал он.
Конечно, эта президентская просьба будет выполнена. Но какое растянутое во времени и в пространстве «анданте кантабиле» разыгрывает перед нами Большая Башня! Как будто у нее в запасе Вечность… Или они там уверены, что можно «не знать тревог», пока Бирнам (Пикалево) не двинулся на Дунсинан (Кремль)? Похоже, что такой уверенности нет, поэтому и предпринимаются спецмероприятия, направленные на перевод протестных стрелок на межэтническую почву.
Обхожу молчанием тему медицинского страхования. Если уж у Барака Обамы ничего с этим не вышло, то в России тем более. Советую всем закаляться, вести здоровый, а лучше аскетический образ жизни, или идти в чиновники, потому что российская медицина по факту уже двадцать лет как платная и таковой останется, несмотря ни на какие слабенькие попытки центральной власти вспомоществовать болезным россиянам. А там где есть формальная бесплатность, там дикие очереди и беспросветное воровство.
Возможно, Президент и сам все это понимает, поскольку в завершение медицинского транша своей речи он возложил особые надежды на возрождение традиций милосердия.
Перехожу к вопросам культуры, образования и спорта. В этой сфере реально и сознательно делается такое, что убивает культуру, образование и спорт. Поэтому в послании к Федеральному собранию Президент эти вопросы изложил кратко и не акцентированно.
А вот о демографии с великой радостью скажем, что не такая уже безнадега с этим вопросом в нашей стране. Президент отметил, что во многих регионах рождаемость восторжествовала над смертностью. Мое личное мнение – огромную роль сыграл в этом материнский капитал. И то, что премьер Медведев пытался его упразднить, говорит о нем (о Медведеве) как о человеке и политике странном и непонятно на кого работающем, больше, чем любые справочники. Очень хорошо, что планируется развивать программу строительства доступного жилья. Глядишь, и начнут активней размножаться народы российские. Материнский капитал и жилье – локомотивы демографического беби-бума. Наконец-то ряду наших руководителей эта истина открылась.
Но все эти благие помысли могут запросто обратиться в прах, если не будет экономического роста. Причем, не того, какой у нас сейчас – основанного на высоких нефтяных ценах. А индустриального роста, основанного на несырьевом экспорте. Путин так и сказал. Его предложения насчет путей наращивания экспорта готовой промышленной продукции пока что не имеют достаточной материальной базы для воплощения. О переходе к импортозамещению говорилось много и эти разговоры были «закрыты» веской репликой вице-премьера Игоря Шувалова, человека, не склонного к фантазиям. Он сказал, что такое возможно будет в России только лишь когда произойдет резкое падение цен на нефть и газ. И это действительно так. Экономическая политика нашего правительства, «кудриномика», душит промышленность и способствует только импортерам, забившим наши магазины чужеземными товарами и не способными оторваться от этой кормушки. Так что обсуждать, что говорил на эту тему Президент в своем Послании бессмысленно, потому что в данном случае он просто мечтал.
Размышления о создании благоприятного инвестиционного климата в погибающих российских моногородах – это уже хуже, чем просто мечтания, это реквием по моногородам. Их реально могут спасти только масштабные федеральные целевые программы в рамках еще более масштабного национального проекта новой индустриализации, сравнимого по размаху со знаменитым ГОЭЛРО.
Перефразируя Ленина, можно сказать, что успешный капитализм в России – это ответственная власть и индустриализация всей страны.
Очень хорошая идея – налоговые каникулы для малого бизнеса, работающего в производственной, социальной и научной сфере. Дай-то Бог ее реализовать.
Трактовка вопроса о трудовой миграции в президентском послании показывает, что ничего в этой сфере не изменится по одной простой причине – нельзя портить отношения со странами СНГ. Так выразился Президент, и это очень важно. Тем самым по умолчанию подразумевается, что в противном случае можно было бы обойтись и без низкооплачиваемого, а фактически рабского труда наших гостей из южных азиатских республик. Это отдельный серьезный вопрос, о котором я надеюсь более подробно поговорить в другой раз.
Путин жестко говорил о необходимости борьбы с оффшорной экономикой и без сомнения своего добьется. Это станет большой подвижкой и принесет в бюджет многие миллиарды долларов. Очень своевременным была и его реплика по поводу повышения ответственности и лишению управленческого уюта сотрудников госкомпаний.
Очень осторожно Путин затронул вопросы создания Таможенного Союза. А про украинскую интифаду говорил предельно ласково и толерантно. Иначе нельзя – спугнуть можно нервных союзников.
Финальная часть Послания, как и положено, касалась военной тематики. Здесь развернута большая работа, многое уже сделано, но невозможно бездумно аплодировать власти, потому что еще недавно главным военным реформатором был мебельщик Сердюков, который теперь проходит по ряду уголовных дел. Поверить во внезапный « фазовый переход» хозяев Большой Башни, осознавших вдруг всю порочность сердюковщины, зубатовщины, гапоновщины и прочей ливановщины, довольно трудно. Куратором оборонки поставлен журналист Рогозин, военным министром – не кадровый военный, а чрезвычайщик Шойгу. Они, конечно, люди достойные, не в пример Сердюкову, но такая кадровая политика отчетливо показывает, что нынешнее российское руководство опасается не только внешнего врага. Руководству почему то кажется, что гибельный «бирнамский лес» может надвинуться на «Дунсинан» и с внутренних азимутов, выражаясь военным языком.
Будем надеяться, что нынешние российские элиты, к которым и было обращено ежегодное Послание Президента Федеральному собранию, осознают свою социальную ответственность и превратятся в верных «домостроителей». Ну а если они промедлят, то найдется мудрый национальный лидер, который своей устремленной в горние сферы волей проведет необходимые государству реформы, «отняв силы у начальств и властей, властно подвергнув их позору, восторжествовав над ними Собою», как рекомендует Святой Апостол Павел в своем Послании Колоссянам.
Возможно, таким лидером станет Владимир Путин.
Позвольте! – воскликнет тут читатель. Было же обещано поговорить не только о Путине, но и о Новом Пути… Ну хорошо, раз обещал, скажу и об этом.
Слушайте: пока сказать нечего.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук