НЕЧТО ГЛАВНОЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ ЕЩЕ НЕ СДЕЛАНО, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ ВЕРИТЬ, БУДТО ОТ НАС ЧТО-ТО ЗАВИСИТ
Начну с анекдота, поскольку многое в сегодняшней жизни его напоминает.
Профессор заподозрил супругу в неверности. Друзья намекали, что во время его отлучек ее навещает некий студент. Профессор решил провести «собственное расследование»: поехал в командировку, а друга попросил вести наблюдение. По возвращении услышал такой отчет детектива-любителя.
– Подглядывал я в окошко. Студент пришел вечерком. На столе уже стояли коньячок, закусочка. Выпили, закусили, поговорили, а потом разделись и погасили свет. Больше ничего не было видно.
– Ах, опять эта мучительная неизвестность! – схватился за голову профессор.
К чему это я рассказал, надеюсь, объяснять не надо. Нет, конечно, это касается главным образом президентских выборов. С парламентскими чуть сложнее. Да, только «чуть», потому что все нужное нашей правящей партией и президентской администрацией было сделано задолго до того, как о выборах всерьез пошла речь. Всем и давно известно, как поднимали процентную планку прохождения в Думу, запрещали избирательные блоки и объединения, убирали из бюллетеней графу «против всех», то есть расчищали от конкурентов политическое поле для «Единой России» – об этом уже скучно говорить. Вообще все сегодняшние рассуждения на этот счет не имеют большого смысла, потому что все было сделано вчера. Но почему я говорю все же о некотором «чуть»?
Потому, что все-таки люди все яснее видят и осмысливают некоторые связи и противоречия. А в политических дискуссиях – как мне кажется, не случайно, а в противовес этому – все настойчивее и даже навязчивее звучит одна фраза, которая меня, например, уже «достала».
Обсуждается, скажем, коррупция. Говорят: победить ее невозможно, но бороться надо. И главное для успеха в этой борьбе – НАЧАТЬ С СЕБЯ. То есть не брать и не давать взяток, не заключать жульнических сделок и т. д. и т. п. Говорят о крупном воровстве, о беспорядках на улицах, о множестве разных конфликтов, нередко переходящих в жестокие, даже кровавые столкновения. Что делать? Бороться всеми способами, но главное – НАЧАТЬ С СЕБЯ. Ну, и соответствующие рекомендации – не конфликтовать, не драться, вообще не пытаться решить свою проблему силовыми методами. То же самое – с бюрократическими проволочками, авариями, пожарами, другими несчастьями.
Начать с себя… Что вроде бы возразить? Звучит, я бы сказал, высоконравственно, демократично, гуманистично, убедительно. Кто, если не мы!? Без участия каждого гражданина не решить ни одну проблему! На Бога надейся, а сам не плошай! Хватит уповать только на государство, пора кончать с иждивенческими настроениями, научиться решать проблемы самим, организуясь в инициативные группы… Ну, как тут возразишь? Да мы только и мечтаем, что о гражданском обществе, которое опирается на инициативу и общественную активность граждан!
И тут сознание вытаскивает откуда-то из глубин пословицу, которая вроде бы на ту же тему, но как-то не лезет в складывающийся ряд поговорок, слоганов и лозунгов. Она так ехидненько вылезает на белый свет и корежит стройное вроде бы размышление, а именно: «Рыба гниет с головы!»
Что это означает применительно к нынешним условиям, к нашим острым проблемам? Да то, что все они, эти проблемы и несчастья наши, вроде коррупции, начинаются в верхах, в среде господствующих в обществе элит, в политической, прежде всего, сфере.
Возьмем коррупцию. Фундамент ее – чиновничество. А кто составляет костяк партии «Единая Россия»? Чиновники. Спортсменки, комсомолки, красавицы – только украшение этого костяка. Можно сказать – маскировка. Не хочу их обидеть, многие из них деятельны, стараются решать близкие им проблемы, часто успешно. Но костяк, определяющий политику партии, формулирование законов, их исполнение, утверждение всех порядков в обществе, – все-таки чиновники, как бы они сами ни стремились это прикрыть.
Так вот, в числе этих средств прикрытия и оказывается благородный лозунг – «Начать с себя!»
И вот сидит у того же телевизора, призывающего начать с себя, наш «средний американец», простите, русский, или татарин, или, скажем точнее – «средний гражданин», и размышляет: взяток я не беру, может и взял бы, но никто не дает. И сам не даю: теперь же меньше миллиона никто и не возьмет, а где я возьму миллион? Поймать взяточника своими руками? Пожалуй, мне самому руки оттяпают, а то и голову. Что же делать, если начать с себя? Ну, вот налоги, на которые содержатся полиция, следователи, прокуроры, те же чиновники, я плачу, пусть они и ловят взяточников!
Признаюсь, тут я, может быть, несколько лукавлю. Конечно, и он, «средний гражданин», в некотором смысле причастен к коррупции. Например, совал что-то «гаишнику», чтобы «права» не отобрал. Совал что-то врачу, чтобы тот принял без очереди или выписал лекарство, которое не всем дают. Уборщица в больнице (она теперь младшая медсестра называется) горшок не вынесет, если стольник в карман ей не сунул.
Ну, мог бы этого не делать, только жизнь стала бы сложнее. Потому что вся она так вот устроена. Так что гаишник непременно найдет, за что почти законно потрясти твой кошелек. И даже в платной больнице без этих дополнительных подачек обойтись трудно. «То, что вы заплатили в кассу, до меня не доходит», – объяснит вам та же младшая или старшая медсестра. Все-таки дело, прежде всего, в тех людях, которые устанавливают порядки в нашем общежитии, в социуме, а это чиновники и депутаты, которые недаром практически приравнены к чиновникам и время от времени меняются с ними местами, прикрываясь красивым словом «ротация». С них вроде бы и надо начинать, отбросив лукавый лозунг «начать с себя». И, прежде всего, – с «Единой России», которая прибрала себе функцию правящей партии, то есть право установления порядков в обществе и расстановки кадров, начиная с президента и премьер-министра.
Вот скоро выборы. Ну, пришел к избирательной урне, взял бюллетень – и что дальше? А если тебе не нравится ни «Единая Россия», ни какая-нибудь другая партия? Выбор вариантов поведения, прямо скажем, невелик.
На днях как раз услышал любопытный совет: проголосуй за партию, которая тебе менее всего противна. Может быть, это вариант. Ну, а другой – просто, как профессор из анекдота, хватайся за голову и страдай: «Ах, опять эта мучительная неизвестность! » В отличие от героя анекдота, она для нас реальна и неизбежна, как бы ни проголосовали. Потому что нечто главное в нашем обществе еще не сделано, чтобы мы могли верить, будто от нас что-то зависит.
Александр ВОЛКОВ