ДЕСЯТКИ ЛЕТ СОСЕДИ ПО ДОМУ ДАЖЕ НЕ ДОГАДЫВАЛИСЬ О ТОМ, ЧТО ЖИВУЩАЯ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ ЗОЯ ИВАНОВНА КОГДА-ТО БЫЛА ЗАМУЖЕМ ЗА СЫНОМ СТАЛИНА
Пятничанское кладбище находится на окраине Винницы. На этом отшибе всегда было тихо и малолюдно. Однако с недавних пор сюда потянулись любопытствующие посетители. Они приходят только для того, чтобы своими глазами увидеть на вертикальном надгробии надпись: «Джугашвили (Тупикова) Зоя Ивановна. 30. ХІІ. 1909 – 23. ІІ. 1983».
Люди перешептываются, расспрашивают работников кладбища: почему, мол, фамилия Джугашвили появилась лишь через 28 лет после смерти женщины, в каком родстве со Сталиным состояла некая Зоя Ивановна? В ответ – пожимания плечами и немногословные комментарии.
– Сначала лежала плита с одной фамилией – Тупикова, – наверное, в тысячный раз рассказывает смотритель за захоронениями Николай Михайлович Гришко. – Но недавно приезжала из Норильска дочь Зои Ивановны от второго брака. Показала все подтверждающие документы. На ее деньги и было установлено новое надгробие. А в нашей похоронной книге учета сделано нужное исправление. Вот и все, что мы знаем.
Еще менее сведущими оказались жильцы дома №81 на улице Соборной, где на третьем этаже была квартира Зои Ивановны. Старожилы вспоминают о ее муже генерале Тупикове, командовавшем 25-й воздушной армией в Виннице, о том, что после его смерти она жила очень замкнуто. Даже ближайшая соседка Софья Федоровна Волощук, поддерживавшая с ней довольно теплые отношения, буквально ахнула сейчас:
– Батюшки, да неужели она – Джугашвили?! Так вот почему была очень скрытная. Ни разу словечком не обмолвилась об этом. Все тайны унесла с собой.
Софья Федоровна ошибается – кое-что из действительно тайного известно. Просто она, как и абсолютное большинство винничан, знала только то, что видела. А в свое прошлое, в свою душу Зоя Ивановна не допускала никого. На то были крайне веские причины. Сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, осведомленные о биографии Тупиковой, тоже помалкивали – то ли по привычному долгу не разглашать лишнее, то ли из опаски не навредить бы вдруг себе.
Архивные данные скупы, но точны, разночтений в них нет. 86 лет назад, в 1925 году, сын Сталина Яков женился на однокласснице Зое Гуниной – дочери православного священника. Поразительно, но Иосиф Виссарионович узнал об этом бракосочетании не сразу, а когда узнал, устроил такую взбучку сыну, что тот едва не покончил с собой. Пришлось молодоженам переехать из Москвы в Ленинград, к родственникам матери Якова – Аллилуевым.
Через четыре года у них родилась дочь. Однако она прожила лишь восемь месяцев, умерев от воспаления легких. Неизвестно, стало ли это одной из причин развода, однако в том же 1929 году Яков с Зоей расстались навсегда.
Затем Зоя училась в Ленинградском горном институте, вышла замуж за сотрудника милиции Козырева, оставив себе фамилию Джугашвили. Вероятно, считала, что так надежнее, ведь авторитет всесильного Сталина был тогда непререкаем. Родившуюся у них дочь назвали то ли Галиной, то ли Светланой – сведения на сей счет разнятся. Во всяком случае, именно она приезжала в Винницу для установления нового надгробия на могиле матери.
Увы, и второй брак не оказался прочным.
Третьим мужем Зои Ивановны стал летчик Тупиков, за фамилией которого и укрылась Джугашвили. Переехав с ним в 1957 году в Винницу, бывшая невестка Сталина обезопасила себя авторитетом военачальника (муж к тому времени уже был генерал-полковником), чтобы никто назойливо не допытывался у нее о прошлом.
После внезапной кончины мужа Зоя Ивановна осталась в одиночестве, поддерживая связь лишь с дочерью в Норильске. Ушла она из жизни неприметно даже для соседей, оставив для потомков немало вопросов.
Юрий КИРИЛЛОВ,
собкор “ДВ”
ВИННИЦА