В преддверии парламентских выборов, которые состоятся 17 сентября.
Биньямин Нетаньяху, уже уставший от попыток договориться с лидером партии «Наш дом Израиль» Авигдором Либерманом решил пойти ва-банк и настроить в свою пользу весь правый электорат Израиля. 10 сентября он заявил о своем намерении аннексировать долину реки Иордан в случае победы на парламентских выборах.
«Сегодня я объявляю о своем намерении после создания нового правительства применить суверенитет Израиля в отношении долины реки Иордан и северной части Мертвого моря»,
— заявил Нетаньяху в прямом эфире израильских телеканалов, назвав этот район «восточной границей Израиля».
Зачем этот шаг Нетаньяху?
Необходимо упомянуть, что предстоящие выборы являются внеочередными, предыдущие состоялись совсем недавно – в апреле. Сама система правления в Израиле требует постоянного наличия коалиции, в силу низкого электорального порога парламент получается, как будто раздробленным на маленькие части, и чтобы сформировать правительство нужна коалиция как минимум трех партий. Такие системы обычно применяются в сложных и многосоставных обществах.
Выборы, состоявшиеся в апреле 2019 года не стали чем-то новым. Но в этот раз Нетаньяху не смог сформировать правительство. Виновен в этом рожденный в СССР и притягивающий голоса русскоговорящего населения Израиля, Авигдор Либерман, возглавляющий партию «Наш дом Израиль», программа которой очень схожа с программой партии «Ликуд» (пер. Консолидация), возглавляемой Нетаньяху. На выборах 2013 года партии даже выступали в одном блоке.
Почему сейчас Либерман и Нетаньяху не смогли договориться?
Израиль действительно особое и очень сложное государство, в нем сочетаются милитаризм и глубочайшая агрессивная религиозность, эти два элемента израильской политики усугубляются тем, что государство уже более полувека находится в состоянии вооруженного конфликта, перспективы разрешения которого туманны.
Нетаньяху для формирования правительства была необходимо поддержка как партии Либермана, так и религиозных партий. Переговоры зашли в тупик из-за того, что для Либермана момент всеобщего призыва и присяги государству Израиль являлся принципиальным, тогда как ортодоксы настаивали, что студенты религиозных заведений должны остаться неприкосновенными в этом вопросе.
От безысходности Нетаньяху пытался договориться со своими главными оппонентами Бени Ганцем и Яир Лапидом, возглавляющими партию «Кахоль-лаван» (пер. синий-белый), которая имеет левую направленность. Тем не менее, они отказались работать с ним.
На этих выборах Нетаньяху, судя по всему, решил обезопасить себя от повторения такого исхода и решил консолидировать весь правый электорат, этим и можно объяснить это заявление. Для Нетаньяху была чрезвычайно важна поддержка Дональда Трампа и Владимира Путина. Мнение американского президента должно было утихомирить возмущение международного сообщества, ведь на протяжении всего палестино-израильского конфликта, несмотря на многочисленные резолюции ООН, осуждающие агрессию Израиля, ему удавалось не сохранять оккупированные территории именно благодаря поддержке США.
Поддержка Владимира Путина необходима Нетаньяху для привлечения голосов русскоговорящего населения Израиля. Ходят слухи, что помощники Нетаньяху даже пытались ускорить процесс заложения памятника, посвященным событиям Блокадного Ленинграда, лишь бы иметь возможность пригласить Путина в Израиль.
Предпринимались попытки назначить другие встречи с Путиным, уже в России. В конце концов, Нетаньяху преуспел, ему удалось добиться встречи с Путиным 12 сентября. Судя по интервью, которое Нетаньяху дал РБК, он настроен весьма серьезно и называет Иран особой опасностью для России. Логичный шаг с его стороны, учитывая тот факт, что Иран настроен более чем враждебно по отношению к Израилю и еще совсем недавно угрожал ему ядерными боеголовками. Тем не менее, слабо верится в то, что Россия решит поддержать Израиль, испортив отношения практически со всеми остальными государствами Ближнего Востока.
Что касается официальной позиции РФ, МИД России осудил намерения Израиля, также поступила и Лига Арабских Государств, посчитав такой шаг прямой агрессией, которая поставит крест на всех достижениях палестино-израильского мирного процесса.
Самым пугающим в этой ситуации является то, что эти слова могут оказаться и не обычным популизмом, даже если Нетаньяху не получит столько мест в парламенте, сколько он хочет, его ближайшие соратники по политическим координатам, как раз те партии, с которыми он не смог договориться в этот раз, могут закрыть глаза на мелкие разногласия и решиться на такой шаг, так как он отвечает требованиям всех этих партий.
Скорее всего, это приведет к ведению активных боевых действий, необходимо помнить, что Израиль находится во враждебном окружении, которое на культурном и цивилизационном уровне отлично от Израиля, что при столкновении с сионистской и захватнической политикой Израиля рискует превратить любое противостояние в суровую борьбу за существование.
Ксения Габбасова