Эксклюзивное интервью с актером Александром Фокиным, сыгравшим роль легендарного советского вратаря
Александр Фокин — этакий человек-загадка. Он не ведет социальных сетей, редко дает интервью, в его фильмографии значится всего одна картина. Однако, «обойдя на повороте» всех отечественных кинозвезд, в байопике «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Александр получает роль человека, ставшего кумиром для миллионов людей по всему миру. Кажется, что это хороший повод задать ему несколько вопросов.
До Яшина мне не допрыгнуть
— Для кого-то это может показаться пустяком, но мне кажется, что этот момент стоит прояснить с самого начала: вы вообще умеете играть в футбол?
— Сносно… Играл когда-то в детстве на любительском уровне в школьной сборной. Но серьезных турниров мы никогда не проводили, так что… В общем, пару раз в 9 классе я на поле выходил.
— Стояли на воротах?
— Не, в поле бегал.
— Нравилось?
— Я об этом тогда как-то не думал. Просто в то время футбол окружал меня со всех сторон: мы гоняли мяч во дворе, в школе. Было интересно. У меня получалось. Но потом как-то футбол из моей жизни надолго исчез, вновь возникнув только тогда, когда начались съемки фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Мне было 28 лет. И признаюсь, ноги меня слушались совсем не так хорошо, как в детстве.
— Каково, по-вашему, самое главное качество футболиста?
— Физическая форма. Хотя… нет, это — не главное. Наверное, важнее чувство азарта и смелость, то есть умение не бояться сделать ошибку, идти на риск. Именно таковы Роналдо, Роналдиньо, Марадона. И Яшин был таким же. Это же он первым из вратарей начал активно играть за линией штрафной, хотя ему и говорил тренер: мол, твое дело — рамка, куда ты высовываешься?! А сейчас так делают уже многие голкиперы, выходя едва ли не к центральному кругу.
— Когда Льву Яшину был 31 год — то есть столько же лет, сколько вам сейчас, — в одном из интервью он утверждал, что кроме страстного желания не пропустить мяч в ворота, для вратаря невероятно важна прыгучесть. Он мог подпрыгнуть на метр шестьдесят в высоту. А вы?
— Явно не на то расстояние, на которое прыгал Лев Иванович. Я все же не профессионал. Поэтому в кино в некоторых моментах за меня прыгал дублер — Василий Фролов — известный вратарь, воспитанник футбольной школы московского «Динамо» и внук Льва Яшина.
— Вам брали дублера для прыжков?
— Не только, конечно. Вася вообще со мной много занимался футболом — причем и в свое свободное время. Он очень хотел, чтобы на экране все выглядело максимально достоверно, поэтому подробно рассказывал и показывал мне, как вратарь выходит из ворот, как выбивает мяч. Ну и да, иногда снимался со спины, в прыжках, потому что пластику вратаря человеку неподготовленному воспроизвести очень сложно.
Учился, служил, «болтался»…
— Для вас роль в «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» тоже, как я понимаю, серьезный прыжок — карьерный, профессиональный?
— Знаете… Я смотрю на это немного приземленно. Поэтому просто хочу, чтобы для меня эта роль стала определенным этапом, необходимым для того, чтобы работать еще больше: играть вратарей, пожарных, учителей, ученых, бомжей, кого угодно. А флера от того, что я сыграл великого вратаря, у меня, правда, нет. Работал. Было интересно. Где-то — забавно. Но надо двигаться дальше. Получится ли? Сложно сказать. Поэтому стараюсь жить сегодняшним днем.
— Ок. Не хотите говорить о будущем, поговорим о прошлом. Вам 31 год. Между тем в вашей фильмографии на сайте kinopoisk.ru кроме «Яшина» не значится ни одного проекта. Как так получилось?
— В «Кинопоиске» нет еще одного проекта с моим участием — я снялся в эпизоде фильма «Ненастье» у замечательнейшего режиссера Сергея Урсуляка, постреляв там немного из автомата. Но… Я выпустился из Театрального института им. Щукина только в 2016 году, когда мне было уже 28 лет.
— Так. То есть вы поступили в институт в 24 года. Если не секрет, чем занимались до этого? Искали себя?
— Заканчивал экономический институт в Коломне, где учился на менеджера организаций. Потом, не дождавшись диплома, ушел в армию. Затем, вернувшись, полгода «поболтался», а весной понял, что-либо я стану артистом, либо просто не знаю, чем буду заниматься в этой жизни.
— То есть работа менеджером вас уже не привлекала?
— Я же в первый раз поступал в театральный институт аж в 17 лет, сразу после школы. Ничего не подготовил, выучил всего одно стихотворение, думая, что, если я талантлив, меня и так возьмут. Но почему-то не взяли. А учиться же где-то надо! Вот я и пошел учиться на менеджера, хотя, как показало время, это образование мне совершенно не пригодилось.
Мяч разбивал бы головы игроков
— Но что пригодилось для того, чтобы, не имея особого опыта, получить роль Льва Яшина?
— Когда я учился на 4 курсе, наш мастер дал задание самостоятельно снять небольшие видео по мотивам известных фильмов. Какие-то ключевые сцены. И мы с моим сокурсником Юрой сняли сценку из фильма «Мой младший брат», где в оригинале играют Олег Ефремов и Александр Збруев. Я играл вместо Ефремова… А потом эта зарисовка попала к продюсеру фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Олегу Капанцу. Так получилось, что Яшин у него визуально ассоциировался именно с Ефремовым. Вот меня и пригласили на пробы, а потом утвердили.
— Что вы знали о Яшине на тот момент?
— Что он — великий вратарь, повлиявший на всю историю советского футбола. И, пожалуй, все. Потому что футбольным кумиром моего детства был не он, а Роналдо-Зубастик. Я клеил на трельяж его фотографии и накануне чемпионата мира 2002 года просил папу сделать мне такую же челку, как у Роналдо.
— Вы слышали, что на ту роль, которая в итоге досталась вам, рассматривались и другие актеры: Евгений Цыганов, Никита Ефремов, Игорь Петренко, Григорий Добрыгин, Владимир Гуськов, Леонид Бичевин?
— Да, конечно. Но, видимо, так получилось, что в сознании режиссера именно я более всего соответствовал его замыслу. Тут же как? Сценарий сценарием, но видение режиссера в конечном итоге влияет на все. Вот только представьте, что было бы, если бы «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» снимал Квентин Тарантино!
— Как-то затрудняюсь, честно говоря.
— Думаю, там были бы футбольные баталии в стилистике «Убить Билла». Мяч разбивал бы головы игроков, и только Лев Иванович оказывался тем единственным гением, который мог бы схватить его руками. Получилось бы классно!
Бил не с той ноги
— Впечатляюще, это точно. Кстати, а что вас впечатлило больше всего в жизни Льва Яшина?
— Мне, в принципе, очень понравилась история о том, как он встал на ворота. Был такой заводской рабочий Чечеров, потерявший на фронте руку, а теперь решивший собрать из мальчишек футбольную команду. «А ты, Лева, высокий, поэтому будешь вратарем!» — сказал он, посмотрев на Яшина. И тот так обиделся, потому что хотел бегать в поле! Он не мог понять, за какие такие грехи ему все это. Но знал бы он тогда, как эти ворота изменят всю его жизнь!
Еще, конечно, история с травлей после чемпионата мира в Чили впечатлила, когда Яшину было крайне непросто, ведь отношение к нему поменяли очень многие люди (в четвертьфинале турнира сборная СССР проиграла чилийцам со счетом 1:2, главным виновником поражения многие до сих пор считают Льва Яшина. — Прим. ред.). Он же был человеком очень открытым, ранимым…
— Как вы готовились к роли? Спортивный режим, определенное питание, физические нагрузки — все это было?
— Худел, да. Лев Иванович был сухощав, особенно в юные годы, поэтому мне пришлось сбросить килограммов восемь, а может, и больше. Записался в футбольную команду, где стоял на воротах. Это очень помогло, потому как что может быть важнее ощущения живой игры, где всем наплевать, актер ты или не актер, а надо только одно: чтобы ты хорошо ловил мячи! Ну и, конечно, я много занимался с Васей Фроловым, отрабатывая разные элементы.
— Сложно было?
— Сложнее всего было то, что Яшин был правшой, я же левша. И соответственно, не мог обращаться с мячом так же, как он. Выношу я мяч с правой ноги, а это так некрасиво и неуклюже получается! Это, кстати, немножко видно в трейлере. Как справлялся? Бил левой. Потому что было принято вот какое решение: лучше сделать элемент левой ногой, но красиво, чем правой, но кое-как. Это сняли так, чтобы не особенно бросалось в глаза, но если внимательный зритель присмотрится…
Для справки
Премьера фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», официальным спонсором которого выступил банк ВТБ, запланирована на осень 2019 года.
Владимир Борис
По материалам: “ВТБ России”