«США и Россия очертили «красную линию», которую Эрдоган не должен пересечь»
Армия Турции ведет на севере Сирии военную операцию против курдских формирований. В ночь с 9 на 10 октября под огонь артиллерии попали позиции курдов. Днем к атакам подключилась авиация. Согласно заявлениям Анкары, цель операции – создание буферной зоны безопасности на севере Сирии. «МК» спросил турецкого военного эксперта, не приведет ли операция Анкары к военному столкновению с российскими войсками, которые находятся в Сирии по приглашению законных властей.
Президент России Владимир Путин стал одними из первых, кого лидер Турции Таир Реджеп Эрдоган официально оповестил о начале военной операции в Сирии. Ранее, Анкара неоднократно заявляла, что начнет военные действия против курдов из-за угрозы, которую они представляют для турецких границ.
Сирийское курдское ополчение YPG, как и отряды Рабочей партии Курдистана признаны в Турции террористическими группировками, поэтому борьба против них является для турецкой стороны принципиальным вопросом.
Масштабы операции и возможность столкновения между турецкими и российскими войсками в Сирии оценил в беседе с «МК» турецкий военный эксперт Хаккан Килич:
«Начавшаяся военная операция стала последним этапом, к которому мы пришли в борьбе за безопасность своих границ. Ранее мы уже провели две операции в Сирии: «Щит Евфрата» (август 2016-го — март 2017-го) и «Оливковая ветвь» (январь-март 2018-го) что позволило нам обеспечить безопасность наших границ.
Новая операция направлена против курдского «квази-государства», возглавляемого курдским ополчением YPG, против угрозы возникновения такого «государства», которое стало бы плохим прецедентом.
Подобное государственное формирование, в случае его появления, может нанести угрозу не только Турции, но и арабским государствам региона. В Сирии наши военные ведут борьбу с курдскими формированиями, а не с Асадом, а значит, и прямой угрозы российским войскам в регионе нет».
Хаккан Килич также отметил, что границы наступления пока трудно спрогнозировать, поскольку, с одной стороны, на Турцию оказывается давление из США, а с другой, Анкара старается учитывать интересы своих партнеров в регионе – России и Ирана.
«Очевидно, что на границе, будет создана буферная зона которая будет существовать до создания в Сирии централизованного правительства страны, – считает турецкий эксперт. – Военная операция и снабжение контингента в Сирии дорого обойдутся нашему бюджету, и в интересах Турции свернуть военное присутствие так скоро, как это будет возможно».
Кроме военной стороны вопроса, считает эксперт, «существует еще дипломатический момент».
«Если операция окончится успешно, но будет осуждена рядом стран, для нас это будет дипломатическим поражением. Поэтому нам нужно доказать, что речь идет не об оккупации, а о мерах безопасности. Стратегический успех операции будет зависеть от того, как к ней отнесутся Россия и Иран, – рассказал эксперт. – США и Россия, неохотно, но согласились на эту операцию. Я думаю, что негласно обе эти страны очертили некую «красную линию», которую турецкая армия не должна пересечь. Однако если это все же случится, спрогнозировать последствия будет крайне сложно», – добавил Хаккан Килич.
С альтернативной оценкой ситуации выступил директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. По его мнению, турецкая армия существенно продвинется в глубь сирийской территории — и главный ущерб от этого понесут в первую очередь Дамаск и законные сирийские власти.
«Турция не ограничится зоной глубиной в 50–60 километров, — сказал Семен Багдасаров. — В ее распоряжении контингент в 100 тысяч человек, отряды лояльных боевиков, перевес в авиации и артиллерии. Они пройдут через арабские территории на севере Сирии, могут дойти до Ракки (а это 150–180 километров от границы) и рассечь подконтрольные курдам территории. А дальше будут дожимать их по отдельности».
Таким образом, считает эксперт, Дамаск рискует лишиться электростанций на Евфрате, а возможно, и нефти на восточном берегу Евфрата.
«Это стратегические ресурсы: нефть, электричество и вода. Для Асада важно вернуть их под контроль. Армия Сирии, скорее всего, начнет встречную операцию, чтобы занять эти территории до турок. Но пока с ее стороны движения не видно, — поделился своим прогнозом Семен Багдасаров. — Я думаю, что турки смогут продвинуться так далеко, как им это позволит курдское сопротивление. Хотя у курдских отрядов нет средств ПВО, легкой прогулки для турецкой армии явно не будет».
Артемий Шарапов
По материалам: “Московский комсомолец”