Сага про ОСАГО

Почему под лозунгом заботы о гражданах здравый смысл постоянно подменяется очевидными коррупционными схемами?

15 октября Госдума намеревалась рассмотреть законопроект о либерализации ОСАГО, разработчиком которого выступил Минфин России. Однако, как сообщил журналистам накануне, 14 октября, первый вице-спикер ГД Александр Жуков, нижняя палата парламента пока не будет рассматривать правительственный законопроект об индивидуализации тарифов ОСАГО. Возможно, Совет Думы прислушался к прозвучавшей ранее в СМИ критике документа. Но обо всем по порядку.

По оценке экспертов, персонализация тарифов на автострахование, которая будет введена в рамках либерализации ОСАГО, приведет к увеличению стоимости полисов ОСАГО в стране в два с лишним раза. Тем не менее инициатор реформы — Минфин — не устает повторять, что предложенные им новшества сулят владельцам машин чуть ли не райскую жизнь. Зато многие автолюбители, в том числе корреспондент «МН», мягко говоря, засомневались в этих обещаниях и на то у них есть все основания.

Реформа ради проформы

Услышав в новостях, что в Министерстве финансов РФ «спрогнозировали снижение тарифов после реформы ОСАГО», я, закаленный в привычных конфликтах на дорогах, тут же смекнул: опять грабить будут! И в этой моей заматеревшей тревоге было сразу несколько немаловажных составляющих.

Во-первых, жизнь научила, что в обозримом историческом периоде все затеваемые чиновниками «реформы» каким-то странным образом преобразуются в вялотекущий перманентный «пшик».

Во-вторых, россияне давно привыкли к тому, что если кто-либо властный предсказывает «снижение тарифов» и при этом даже гарантированно обещает «лечь на рельсы», то цены «на все» обязательно подскакивают, но на рельсы почему-то никто не ложится.

В-третьих, вполне официально признано, что коррупция во всех сферах общества зашкаливает, а призывающие нещадно бороться с ней тут же деликатно уточняют: коррупция, дескать, непобедима. И намек этот понятен: зачем тогда силы тратить?

Полис ОСАГО — всему голова?

Когда ОСАГО еще не превратилось в бесконечную сагу о ненасытном отъеме денег у автовладельцев, устроители этой хитроумной схемы нам клятвенно живописали: жизнь человека за рулем превратится в сказку! Обменялись в случае ДТП визитными карточками и — разъезжайтесь на

здоровье! А денежки на ремонт — вот они! Только блюдечко с каемочкой подставляй…

Сегодня приходится констатировать: ничего, собственно, оригинального в задумке не было. Ушлые наши «умельцы в любых сферах» просто скопировали вид страхования ответственности, возникший в США еще в начале ХХ века, естественно, с поправкой на сегодняшние российские реалии. И получилось то, что получилось, — монстр!

Разработка российского «клона» продолжалась около десяти лет. Сам Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят в 2002 году. Как водится, «в целях защиты прав граждан». Однако введение закона в действие было на год отложено в связи с постоянно возникающими серьезными разногласиями (среди «причастных») по поводу чрезвычайно заманчивой и аппетитной его части — тарифов. В итоге государство попросту отдало все приоритеты определенной «инициативной» группе лиц, не оставляя законопослушным гражданам альтернативы и вынуждая этих самых граждан в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке общаться именно с этой нахрапистой группой. При этом все прекрасно понимают, что это просто одна группа (если хотите, — группировка) «классово близких» временно взяла верх над другой, такой же хищной. Потом местами они обязательно поменяются.

Понятно, что в реальной повседневности началось банальное вымогательство и неприкрытый грабеж. И вот уже почти двадцать лет российские правозащитники безуспешно доказывают, что принятый закон существенно ограничивает основные принципы гражданского права, а именно свободу договора и собственности.

Вы никогда не задумывались, почему у автолюбителя нет права (хотя бы теоретического) выбора между ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ страхованием автогражданской ответственности и страхованием точно такой же ответственности, но только ДОБРОВОЛЬНОЙ?

Нам строго, но снисходительно объясняют: по ОСАГО страхуется ответственность, а, скажем, по КАСКО — сама машина. И что? Трудно, что ли, и по КАСКО начать страховать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Конкуренция — это ведь хорошо.

«Нельзя!» — совсем уже гневно говорят нам и приводят убийственный «аргумент»: правила ОСАГО разработаны и утверждены правительством РФ и едины для всех страховых, а правила КАСКО для каждой компании свои.

Предполагается, что после такого «убедительного» объяснения законопослушный гражданин обязан утереться. Но ведь в душе у него все равно гнездится уверенность: хрен редьки не слаще!

Что сулит Минфин, прельщая…

Минфин сулит, конечно, очередные молочные реки и кисельные берега. Я не только сохранил в компьютере, но и тщательно переписал в журналистский

блокнот эти заманчивые «прогнозы снижения тарифов после реформы ОСАГО» и уверенно утверждаю: прогнозы далеко не очевидные!

Заместитель министра финансов Алексей Моисеев в интервью журналистам уверенно заявляет: цена полиса ОСАГО после перехода на новую систему расчета тарифов может снизиться в 3–4 раза! Плохо ли?! Но чиновник скороговоркой детализирует: снизится… для аккуратных водителей.

Возможно, мы по-разному видим образ «аккуратного водителя». В Минфине он представляется таким: «Тот, кто соблюдает правила дорожного движения, не создает угрозы для других участников движения и не попадает в аварии. Например, для человека моложе 50 лет, который живет в Центральной России, имеет водительский стаж 30 лет, ни разу не попадал в ДТП, при условии, что на его машине установлен тахограф, цена полиса ОСАГО может быть около 2,5 тысячи рублей».

В этом месте я вслед за классиком хочу воскликнуть: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека»… из Центральной России.

Еще я попытался выяснить отношение рядовых российских автолюбителей к радужному «прогнозу Минфина». Если отсечь все матерные слова, то суть комментариев такова: «Это неприкрытый «развод лохов», ибо ездить по той же Москве и ничего не нарушать практически невозможно. Значит, будут штрафы и оформлять ОСАГО примутся по максимальной цене. А все эти «если» — если не нарушать, если быть беленьким и пушистым и т.д. и т.п. — от лукавого…» И с этим выводом я полностью согласен: лицемерное лукавство прочно обосновалось в нашей жизни.

По расчетам Российского союза автостраховщиков, самый дорогой полис ОСАГО обойдется автовладельцам в среднем в 15–16 тысяч рублей. Похоже, на эту сумму и следует ориентироваться всем российским автолюбителям. Интересно, не эти ли моменты заставили Совет Думы отложить рассмотрение правительственного законопроекта? Узнаем совсем скоро — «НВ» следит за развитием событий.

Валерий Володченко

“Новый вторник”

Ранее

Явился не запылился

Далее

Одним вершки, другим — хилые корешки

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru