Битва за признание

Ждёт ли православную церковь раскол?

ПЦУ была создана в 2018 году, во время правления Пётра Порошенко. Получение Томоса (признания) от Константинопольского патриарха Варфоломея было главной гордостью экс-президента и, пожалуй, его единственным достижением. После признания ПЦУ Константинопольским патриархатом, РПЦ прекратила общение с Константинополем и пообещала, что так будет с каждым, кто признает раскольников. Неужели сейчас произойдёт то же самое с Грецией?

Почему религиозный вопрос так важен?

Для пост-майдановской Украины и ее руководства вопрос признания автокефалии УПЦ, то есть ее независимости от РПЦ чрезвычайно важен в политическом измерении. Эта мера шла рука об руку с языковой реформой, нацеленной на вытеснение русского языка.

ПЦУ по-факту стала политическим проектом и любимым детищем Петра Порошенко. Определённая часть украинского общества считает, что получение независимости было необходимо для вхождения в ЕС и НАТО.

Что произошло в Греции?

В первую очередь, хотелось бы подчеркнуть, что паника в СМИ, которые затрагивали эту тему не совсем оправдана. Нельзя даже сказать, какое конкретно решение было принято во время съезда Элладской Церкви. Элладская Православная Церковь признает право Константинопольского Патриарха предоставлять автокефалию, и она признает право своего собственного Архиепископа Афинского и всей Эллады продолжать работу над признанием «Православной церкви Украины», которую стремится легализовать Константинопольский Патриарх.

Тем не менее, для принятия таких важных решений в автокефальных православных церквях необходимо голосование, которого в этот раз в Греции не было.

Более того, некой религиозной тонкостью является то, что для окончательного признания необходимо внести имя Епифания (главы ПЦУ) в диптих (список имён, поминаемых во время литургии). Пока что этого не сделано. Разумеется, это не даёт оснований давать благоприятные для России прогнозы относительно будущего решения ЭПЦ. Некоторые епископы ЭПЦ начали устанавливать контакт с ПЦУ почти сразу после ее создания, тогда представители РПЦ заявили, что разорвут отношения со всеми епархиями, поддержавшими украинских раскольников и запретят многочисленным паломникам и туристам, отправляющимся в Грецию посещать те епархии, главы которых реально поддержали раскол.

Кто стоит за этим решением?

Греческая церковь находится действительно не в лучшем положении, на неё давят сразу с нескольких сторон.

Во-первых, на неё оказывают давление США совместно с Константинопольским патриархатом. В этом им активно способствует греческое лобби, являющееся одним из самых сильных в США. Непосредственно самим представителям греческого лобби этот вопрос неинтересен, и скорее всего, они работают над этой проблемой в обмен на помощь и защиту США в планирующемся строительстве трубопровода из Израиля в Европу, в котором Греция выступает в роли страны-транзитера. К тому же, США могут помочь экономике Греции, балансирующей уже долгое время на грани краха.

Об американском вмешательстве можно судить и другим событиям. Например, в начале октября государственный секретарь США Майк Помпео посетил страны Южной Европы, в том числе Грецию. Везде он встречался с представителями всевозможных раскольнических «церквей», которые, мягко говоря, негативно относятся к Русской православной церкви. В кафедральном соборе Благовещения пресвятой Богородицы Элладской православной церкви Помпео вместе с супругой даже отстояли литургию.23 октября Афон посетил генеральный консул США в Салониках Грегори Пфлегер.  А долгое время до этого с духовными лицами встречался Джеффри Пайетт, работавший ранее послом США в Украине.

Что касается Константинопольского патриархата, он сам уже долгое время существует на деньги США, получаемые при помощи греческого лобби.

Во-вторых, Греция – одна из немногих стран, где не было секуляризации, государство не отделено от церкви, это означает, что государство определяет бюджет церкви, содержание духовных лиц и т.д. Несмотря на уважительное отношение к церкви правительства, экономические интересы остаются для него важнее. Чтобы вылезти из непомерных долгов Греции необходима поддержка США, таким образом, правительство тоже прилагает усилия для того, чтобы ЭПЦ поступала так как этого хочет Вашингтон.

Насколько все серьезно?

Паника вокруг этого события значительно преувеличена. Во-первых, окончательного признания так и не последовало, эксперты заявляют, что все станет ясно лишь в конце года, когда диптих с поминальными именами будет опубликован. Но даже, если оправдаются самые худшие ожидания, на реальную политику это не окажет решающего. Настойчивость США в этом вопросе демонстрирует лишь то, что значение религиозного фактора сильно переоценено американскими аналитиками. Москва все ещё остаётся третьим Римом, но большинство населения абсолютно не интересуется событиями церковной повестки, так что даже самое сокрушительное поражение на этом направление не ощущалось бы как таковое обычными гражданами.

Во-вторых, признание ПЦУ только греческой церковью не будет означать глобальную перемену, тем более учитывая то, что даже в ЭПЦ нет и не предвидится единогласия по этому вопросу. Так что ни о какой «второй схизме» говорить нельзя.

Разумеется весьма неприятен тот факт, что наш близкий союзник на Балканах все больше попадает под влияние США, и что 20 монастырей Афона примкнули к богослужению, на котором были представители непризнанной РПЦ ПЦУ, ведь Афон считается особым местом и для всех верующих россиян, и даже для нашей элиты.

Расстраивает и то, что религия становится разменной монетой в битве за политическое влияние. Но настоящие проблемы будут продолжать нарастать именно в Украине, где сейчас идёт борьба между ПЦУ и Украинской Православной Церковью, оставшейся под Московским патриархатом.

Ксения Габбасова

Ранее

МВД задержало подозреваемого в хищении данных клиентов Сбербанка

Далее

Последний поезд ЦБ

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru