Планировка и устаревшие коммуникации известного киноцентра создают угрозу его эксплуатации
Вокруг проекта реновации Киноцентра на Красной Пресне развернулись настоящие баталии. Пишутся петиции, привлекаются в качестве авторитетных защитников видные деятели культуры. При этом никто толком не рассказывает собственно о проекте, и никто не видел реальной картинки нового здания. «Заочные» тревоги москвичей можно понять, однако мало кто обращает внимание на очевидный факт: в нынешнем его состоянии кинокомплекс «Соловей» просто не может больше существовать. Прежде всего, с точки зрения безопасности посетителей, что отодвигает на второй план все технические моменты, связанные с кинопоказами, и ностальгические переживания.
Защита Киноцентра, которую активно разогревают политики либерального крыла, а также многие СМИ и блогеры, со стороны напоминает и недавние споры вокруг небоскребов Москва-Сити, и даже дискуссии полуторавековой давности вокруг Эйфелевой башни. Напомним, против «ненавистной колонны из железа и винтов, которая будет простираться над городом, как чернильная клякса» (цитата из открытого письма деятелей культуры) тогда выступили единым фронтом практически все известные писатели и художники Франции. В учебники истории архитектуры вошла фраза Ги де Мопассана, который после возведения башни почти ежедневно обедал в её ресторане, поскольку «это единственное место, откуда не видно это чудовище!».
Примерно так же лет 15 назад российские эстеты отзывались о деловом центре «Москва-Сити», комплекс зданий которого уже сейчас стал одной из «якорных» достопримечательностей российской столицы. А причудливые овальные и спиральные небоскребы получают высшие награды на мировых архитектурных форумах, и даже самые отъявленные хранители московской старины вынуждены сквозь зубы признавать: комплекс удался.
Впрочем, надо признать, массовая застройка 90-х и «нулевых» действительно оставила Москве немало зданий-уродцев, о которых Борис Гребенщиков очень точно спел: «Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса». Поэтому основания для беспокойства, конечно, есть. Но в случае с Киноцентром «Соловей» гораздо больше тревог вызывает действующее пока что здание, и вот почему.
Киноцентр на Красной Пресне строился долго и мучительно: проект, по некоторым данным, был разработан еще в 1972 году, а ввели задние в эксплуатацию только в 1989-м. Несмотря на то, что авторами проекта были известные и заслуженные архитекторы Владимир Гинзбург и Юлий Филлер, их творческие порывы, особенно в части внутренней планировки здания, сдерживались строгими советскими требованиями к типовым «учреждениям культуры». Те нормативы были очень и очень далеки от современных по многим параметрам: доступности для инвалидов, запасу мощности энергокоммуникаций, наконец, безопасности посетителей.
Но это не главная причина всех бед. Главная – в том, что за 30 лет здание изнутри многократно перестраивалось. В нем размещались разные рестораны, ночные клубы, казино, наконец, сегодняшний киноцентр «Соловей» с 24-мя кинозалами… И понятно, что в таких лабиринтах экстренная эвакуация посетителей в случае какой-либо беды может обернуться крупной трагедией. Кроме того, устаревшие коммуникации, слабая проводка – всё это не способствует внедрению самых современных технологий кинопоказа.
Снаружи от творения Гинзбурга и Филлера тоже почти ничего не осталось. В общем, говорить о какой-то «архитектурной ценности», глядя на сегодняшний «Соловей», язык, честно говоря, не поворачивается.
Но это одна сторона вопроса, на которой почему-то не заостряют внимание защитники Киноцентра. Другая – что, собственно, критикуется.
В соцсетях гуляет мнение, что на месте «Соловья» вырастет очередной «шедевр лужковской архитектуры». При этом авторы выкладывают единственную картинку – один и тот же общий эскиз здания, с одного ракурса, и многие при этом признают, что картинка «гуляет» по интернету уже лет десять и не факт, что соответствует действительности.
Достоверного эскиза действительно нет, но известны параметры строения, которое, по замыслу владельцев Киноцентра, должно возникнуть на месте нынешнего «Соловья». Это будет здание общей полезной площадью 83 тыс. кв. м, из которых большую часть займут апартаменты и офисные помещения, 17 тыс. кв. м отводится подземному паркингу, а еще 14 тыс. кв. м – общественным пространствам. На этих пространствах, намного превышающих площади нынешнего «Соловья», может разместиться в том числе и многозальный кинотеатр. То есть, о закрытии, ликвидации Киноцентра речи не идет!
Другой вопрос, каким будет этот новый Киноцентр, сохранит ли он формат «длинного» проката фильмом, за который москвичи так полюбили «Соловей». В компании-владельце мультиплекса АО «Киноцентр» эту информацию пока не уточняют, замечая только, что на новые общественные площади уже есть претенденты, в том числе из числа крупных кинопрокатных компаний. Однако сомнительно, что сами собственники отдадут кому-то столь прибыльную и хорошо разработанную «золотую жилу»: ведь «Соловей», не входя ни в какие сети, в последние годы стабильно занимал первые строчки в рейтингах самых кассовых кинотеатров России. Сохранить на новых площадях Киноцентр в прежнем формате, эта концепция на данный момент, насколько известно, является «рабочей».
Каким же будет это здание внешне? Совершенно точно, говорят в компании, это не будет «куб» из стекла и бетона, продолжающий стилистику Москва-Сити. Архитектурной доминантой района Красная Пресня является сталинская «высотка» на Баррикадной (кстати, у этих семи высоток, сложивших в итоге архитектурный абрис Москвы, в 50-е годы было тоже немало критиков). Логично предположить, и девелопер это подтверждает, что здание будет выдержано в тех же традициях.
Вторая причина – тот градус накала общественного мнения, который мы наблюдаем сейчас. Любой эскиз на этом фоне будет воспринят в штыки, любой проект назовут бездарным, «лужковским» и т.д. Поэтому нужна не только презентация, но и кропотливая разъяснительная работа, взаимодействие со СМИ, чтобы убедить москвичей в обратном. В этом отношении удивляет пассивность как застройщиков, так и московских властей, которые также не заинтересованы в лишней социальной напряженности и уж тем более не заинтересованы в сохранении существующего «Соловья» – как объекта, не отвечающего требованиям безопасности.
По некоторой информации, эта работа начнется в ближайшие дни: последние киносеансы в старом зданий пройдут 14 ноября. И есть весомые основания полагать, что, несмотря на опасения и протесты, москвичи в итоге получат новый современный культурно-развлекательный комплекс, который станет украшением Красной Пресни.
Виктор Левин
По материалам: “Независимая газета”