Никогда! Никуда! Ни с кем!

Правило трех «Н» должен знать каждый ребенок

Трагедия в Саратове, где погибла 9-летняя школьница, еще раз доказала: улица, город, незнакомая территория часто оказываются опасными для ребенка. И важно научить его навыкам безопасности, правилу трех «н» — никогда, никуда, ни с кем — и умению применять его на практике.

В октябре в Саратове погибла 9-летняя Лиза Киселева. Преступник убил девочку октябрьским утром, когда она шла в школу по привычной для нее дороге через гаражи.

Почти все одноклассники Лизы, как и она, ходят в школу сами: в этом микрорайоне все друг друга знают. «Мы тут как в деревне, — говорят местные жители, — вроде и бояться было некого». Но трагедии избежать не удалось…

А на днях похожая история случилась в Приморье, но, к счастью, девочка осталась жива: в городе Артем педофил затащил ребенка в гаражи. Благодаря оперативным поискам преступника успели задержать, а девочку — спасти.

В плену иллюзий

«Если у ребенка есть пример правильных действий, то он будет поступать правильно, действовать сам или уметь звать на помощь», — говорит Роберт Туйкин, детский психолог, директор семейной школы «Пространство».

А если утаивать от ребенка реалии жизни, то он привыкает к несамостоятельности. В таких случаях дети не имеют представления о реальности, а черпают информацию из рассказов родителей или фильмов.

«Многие дети признаются, что даже хотят встретиться с каким-нибудь преступником и победить его. Они уверены, что победят, и живут в плену этой иллюзии», — поясняет психолог.

А если задуматься, агрессивное поведение ребенка опасно прежде всего для него самого. Если он будет агрессивен с плохим человеком, тот может выплеснуть ответную агрессию, а это уже опасно.

Важно научить наших детей правильно реагировать на разные обстоятельства и не бояться себя защитить правильными способами. Многие вопросы безопасности лучше отрабатывать в спокойной обстановке, их можно отыгрывать, а потом уже тренировать в более реальной ситуации, где будут эмоции и переживания.

Главные принципы таковы: уметь действовать и реагировать немедленно.

Я не умею говорить «нет»

Ребенок, которого приучили все время слушаться, не умеет отказывать. Он также не откажет постороннему на улице. Чтобы он это умел, сначала надо научиться говорить «нет» своим близким, маме или бабушке например.

«Иначе он будет автоматически слушаться любого, кто будет говорить с ним жестко и требовательно, — предупреждает Роберт Туйкин. — Ребенку важно уметь отстаивать свои границы. Это может быть неприятно для родителей, но помните: дети тренируются защищать свое пространство».

«В детях много доверия, — отмечает Екатерина Гогина, координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». — Мы всегда прорабатываем правило трех «н»: никогда, никуда, ни с кем».

Специалист советует не стесняться каждый раз прорабатывать правила. «Ты помнишь, что делать, если ты потерялся?» — «Да, стоять на месте». «Ты помнишь, что ты после школы должен идти домой?» — «Да».

Мы с детьми, выходя из дома, всегда проговариваем эти правила, — рассказывает Екатерина Гогина. — Моей дочери уже 17 лет, но я и ее периодически расспрашиваю о правилах безопасности».

Спасет громкий крик

Учите детей кричать. Например: «Отойдите от меня, я вас не знаю!» Задача — привлечь к себе максимум внимания.

«Дети у нас зашуганные, мы ведь их постоянно одергиваем, — говорит Екатерина Гогина. — В итоге они стесняются шуметь. На наших тренингах мы учим детей кричать в любой ситуации, если им страшно, больно, плохо. И даже при большом скоплении народа они должны не бояться это сделать».

Роберт Туйкин советует научиться и другому сигналу — кричать «Стоп!», а еще показывать рукой, откуда идет опасность. И лучше отрабатывать навык на практике.

«А кричать «Пожар!», «Убивают!» — вредная инструкция. Чаще всего в городе на это не отреагируют или просто люди решат, что самим надо спасаться, — поясняет психолог. — Это порождает панику, но не адекватные действия».

Отрабатываем ситуации

«О правилах безопасности нужно говорить с детьми постоянно, от одной лекции эффекта не будет, — поясняет Екатерина Гогина. — Если вы куда-то идете — на массовые мероприятия, в школу, гулять, — проговорите конкретные правила поведения».

Все передвижения ребенка отработайте вместе. Сначала продумайте маршрут (до школы, на кружок, к репетитору) и ходите с ребенком.

Избегайте гаражей, парковок, темных улиц, стоянок, пустырей — подобных мест в его маршруте не должно быть. Только освещенные улицы, где много людей.

«Ребенку должно быть в любой момент понятно, где он находится, и он должен иметь возможность обратиться за помощью. Должны быть также точки привязки: идя по маршруту, показывайте их ребенку, например магазин, почту, отделение банка, то есть любое место, куда он может забежать в опасной ситуации и попросить помощи или позвонить и сообщить вам, где находится», — советует Екатерина.

Постепенно родители могут уже отпускать ребенка одного, но следить издалека, как ребенок идет по маршруту. И только когда вы убедитесь, что выучены маршрут и все правила поведения по пути, он может ходить по нему самостоятельно.

Как вести себя с незнакомцами

Итак, ребенок умеет подать зов. Что делать, если подошли прохожие и предлагают помощь?

Роберт Туйкин советует: в этом случае ребенок должен продиктовать номер родителя или протянуть карточку с номером и попросить взрослого позвонить родным, включив громкую связь. Пусть тот, кто решил помочь, звонит сам. Не приучайте ребенка просить в этой ситуации телефон, часто прохожие боятся передавать телефон в чужие руки.

Если незнакомец предлагает куда-то пойти, если есть попытки тесного контакта, если человек навязчив и подозрителен — это признаки опасности. Ребенок должен уметь дать оценку поведению незнакомца и не стесняться далее применить выученные им уроки самозащиты.

А бывает, что и взрослый может попросить помощи у ребенка. Например, пожилые люди обращаются за помощью именно к детям, доверяя им. Как быть? Не стоит обижать их отказом, но если есть сомнения и кажется, что это провокация, лучше кричать.

«Пусть ребенок зовет на помощь: «Помогите, человеку плохо!» В этот момент ребенок находится в поле зрения окружающих и у злоумышленников, если они рядом, уже не будет возможности ему навредить, — говорит Роберт Туйкин. — Или если уж ребенок вызвался помочь (например, в ответ на призыв незнакомца помочь спасти собачку), делать это нужно не втихаря, а открыто, чтобы и окружающие это увидели и подключились».

Будьте другом своему ребенку

Разговаривайте с детьми постоянно. Будьте ему другом. «Помните о том, что, когда вы приходите с работы и спрашиваете у ребенка, как у него дела, вряд ли он выложит все сразу, нужно стремиться к большей откровенности. Речь же не только о фактах и оценках, но и о каких-то внутренних переживаниях, — замечает Екатерина Гогина. — Жизнь ребенка далеко не ограничивается школой. А какие у него взаимоотношения с мальчиками, с девочками, в коллективе, с учителями, на кружках? Вот о чем стоит расспрашивать».

Подавайте пример и сами рассказывайте, как прошел ваш день, что было на работе. «Ребенок должен понять, что желание поделиться — это естественно, — разъясняет эксперт. — Мы — часть жизни друг друга. Если у вас доверительные отношения, он расскажет, что у него неприятности. Если у ребенка что-то не так, это можно будет купировать на ранней стадии».

Евгения Кузнецова

“Новый вторник”

Ранее

Шерше ля фам

Далее

Загадочная кубышка капремонта

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru