50 лет назад в далеком Вашингтоне в возрасте 93 лет, окруженная родными и почитателями, скончалась одна из самых удивительных женщин 20 века, свидетельница и активнейшая участница судьбоносных событий эпохи, оставившая богатое наследие — статьи, романы, политические и историко-литературные исследования, пронзительную мемуарную сагу о быте и нравах предреволюцонной и революционной России, — Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс.
Ее собственная биография вполне кинематографична – романтическая девушка из дворянской семьи, известной по новгородским еще летописям, увлеченная персонажами Великой французской революции, выпускница Высших женских курсов, рано включившаяся в популярную дискуссию о путях освобождения стрны от деспотизма, подруга юной Нади Крупкской (помимо Крупской, еще две однокашницы и прияельницы Тырковой стали супругами известных революционеров), пережившая два ареста и эмиграцию перед тем, как, вернувшись в Россию, стать первой и единственной женщиной в ЦК партии кадетов. «Единственный мужчина в кадетском ЦК» – эти слова неотделимы от ее образа так же, как ленинская кепка от образа вождя пролетариата… О деятельности и идеологии кадетов широкой аудитории известно не так много, советская историография отвела партии строго очерченное место буржуазных соглашателей, чуждых интересам народных масс, сметенных прогрессивными ветрами времени вместе с «пятым колесом» отжившего царизма – Государственной Думой. Даже реабилитация понятия «либерализм» в массовом сознании в последние годы не побудила массового читателя обратиться к истокам отечественной мысли, равно как и к дискуссии о сути либерализма. А жаль. Как бы то ни было, памятные даты предоставляют возможность хотя бы частично восполнить не понятое и отметить некие важные приметы времен прошедших и дней нынешних. Бесспорно, фигура Ариадны Тырковой, ее невероятная пассионарность, талант и обаяние, а также недавно переизданные тома ее мемуаров «На путях к свободе» как нельзя более способствуют пробуждению интереса к истории, к драматичской судьбе российской либеральной идеи как таковой, к непознанному и не осмысленному до сих пор вкладу в развитие общественной мысли и практики целого поколения женщин, вовлеченных в водоворот событий бурно начавшегося века. И непременно – побуждают к размышлениям о возможных сценариях развития и о тех не состоявшихся возможностх, которые еще есть шанс использовать, пусть с опозданием, и сегодня.
Партия кадетов включила в свою повестку дня требование равных избирательных прав для мужчин и женщин, вне зависимости от происхождения и вероисповедания.
Эта тема вообще объединяла сторонников модернизации российского общества, весьма разных, характер и вектор будущей необходимой эмансипации горячо обсуждались в прессе, в различных аудиториях. Блестящая журналистка и оратор, Тыркова внесла в дискуссю важные сюжеты, помимо непременного равенства прав, убеждала она, необходимо изменение самосознания женщин страны, освобождение от «проклятия покорности» и косности. Радость знания, новых отношений в браке, общественного служения, – вот основы будущей свободы, раскрытия не востребованного творческого потенциала женщин, который станет важным фактором в развитии будущей России. Она также предостерегала от искушения свободой – «борьба современной, уже привыкшей к светлой струе знания женщины, ее борьба за право на всю полноту человеческого существовния есть не только борьба с несовершенством мужского строя жизни, но и с тем дьявольским наваждением внешней свободы, не опирающейся ни на какие внутренние ценности, которое внесено в женскую среду новыми формами жизни».
Либеральный феминизм Тырковой с идеей гармоничного сочетания личного и общественного развития и личной ответственности как нельзя соответствовал ее собственному характеру, это не только о современницах, но и о себе сказано «женщины переходой поры, начинающие собой новую женскую жизнь». Только через много десятилетий американские феминистки выдвинули лозунг «личное это политическое», требуя не только равных прав, но и равных возможностей…
Не будет преувеличением сказать, что во многом именно благодаря политическому опыту и настойчивости Ариадны Тырковой сразу после Февральской революции Временное правительство объявило о всеобщем и равном избирательном праве для мужчин и женщин. Этому предшествовала длительная борьба. Главной победой «равноправок» стала резолюция Первого Всероссийского женского съезда, принятая 1 декабря 1908 года. Уникальное для России событие – больше тысячи делегаток, представительницы всех практически сословий из разных концов страны собрались в Петербурге. Резолюция гласила: «Работа первого Всероссийского женского съезда, посильно осветившая как политические и гражданские запросы, так и экономические нужды русской женщины, привела съезд к глубокому убеждению, что удовлетворение этих запросов возможо лишь при равноправном с остальными гражданами участии жещин не только в культурной работе, но и в политическом развитии страны, доступ к которому окочательно откроется для женщины лишь при водворении демократического строя на основе всеобщего избирательного права без различия пола, вероисповедания и национальности». Это решение, реализованное лишь через девять лет, было принято вопреки воле группы делегаток-большевичек во главе с Алексанлрой Коллонтай, протестующих против солидаризации с буржуазными партиями, для них классовая борьба была важнее равенства перед законом. Все девять лет авторитетный политик Тыркова продолжала отстаивать идею равноправия, в марте 1917-го выступила одной из органиаторов сорокатысячной демонстрации петербургских женщин с требованием избирательных прав, открывшей дорогу Февральской революции. Так что равные избирательные права- основа любой демократии- заслуга все же кадетов, а совсем не большевиков, как принято думать.
И, быть может, это заблуждение стало причиной того, что в новой России, освободившейся от советской идеологии, сама идея участия женщин в общественных преобразованиях, одно из основных условий прогресса в программах российских либералов начала века, была выброшена с корабля современности как совдеповский мусор новыми российскими либералами на долгие годы.
Многочисленные исследования- как отечественные, так международные- подтверждают тот факт, что гармонизация политической системы, экономического и социального развития стран находится в прямой зависимости от степени участия женщин в принятии решений, от возможностей реализовать себя и возможности выбора своей судьбы.
Быть может, тексты и идеи выдающейся русской журналистки, феминистки, общественной деятельницы и политика Ариадны Тырковой подскажут нам некие новые сценарии.
Надежда АЖГИХИНА