Призывники пробуют откупиться от службы в армии за копейки
В военной прокуратуре заявили о ведении постоянного мониторинга интернета с целью поиска и блокировки сайтов, дающих советы по уклонению от службы в армии. «Наша Версия» столкнулась с подобным запретом.
«Армейскому» роботу Роскомнадзора и курскому суду не понравилась аналитическая статья «Заходят с тыла». В ней рассказывалось о тщетности попыток “закосить” под гея или психа. Очевидно, что одной только этой мерой невозможно решить одну из самых застарелых проблем Российской армии – уклонение от призыва.
Сегодня интернет пестрит массой объявлений, которые обещают «помочь призывникам», «представить их интересы в суде» и даже обеспечить получение военного билета без прохождения службы. Официально эти фирмы оказывают услуги по юридической поддержке призывников – где-то легально, а порой и за гранью закона. Главная военная прокуратура неоднократно угрожала проверкой подобным организациям, использующим, по мнению представителей ведомства, незаконные схемы для уклонения от службы. Однако, похоже, что прокуроры смотрят не туда.
Берут, дают, берут
Гораздо больше внимания им стоило бы обращать на подведомственные военные организации. Ведь именно в военкоматы обращаются уклонисты, если им не удаётся отстоять право не служить законными методами, отчего должностные лица военкоматов регулярно становятся фигурантами уголовных дел. Об этом также сообщают военные прокуроры: по их данным, только в нынешнем году было выявлено уже свыше сотни коррупционных преступлений, а к уголовной ответственности привлечены 49 человек. При этом в 2017 году в военной прокуратуре заявляли, что уголовную ответственность за коррупционные преступления понесли 37 работников военкоматов. Правда, тогда не уточнили категории лиц, к которым были применены статьи Уголовного кодекса. Отмечалось, что существует устойчивая тенденция к снижению подобного рода преступлений. Но, по всей видимости, этим прогнозам не суждено было сбыться.
Так, минувшей весной по результатам прокурорских проверок были возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц военного комиссариата Московской области и подчинённых ему городских и районных военных комиссариатов. По версии следствия, они в 2017–2018 годах с помощью подложных медицинских документов незаконно освободили от призыва 22 человека. Сумма взяток составила более 4,2 млн рублей. Одним из фигурантов расследования стал начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Красногорска Московской области. В свою очередь, в Башкирии на получении взятки в 160 тыс. рублей попался старший помощник отдела по подготовке призыва на военный учёт Октябрьского и Советского районов Уфы военного комиссариата Фанис Шайнуров. Эти деньги были переданы ему в качестве «благодарности» за получение «белого» военного билета. Как выяснилось, передача денег проходила по сложной схеме с привлечением двух посредников.
Сегодня ситуация с уклонистами внешне выглядит более благополучной, особенно по сравнению с 1990-ми и 2000-ми, когда счёт уклонистам шёл на тысячи, а через военкоматы проходили огромные суммы денег. К примеру, в 2006 году на скамье подсудимых оказался военный комиссар Савёловского военкомата города Москвы полковник Николай Гибаев, которого обвинили в получении взятки в 70 тыс. рублей. Однако во время проведения обыска в его служебном кабинете оперативники нашли в сейфе 100 тыс. долларов, происхождение которых полковник не смог объяснить. И это была далеко не единственная история о неблагонадёжных сотрудниках военкоматов. По информации источника «Нашей Версии» в одном из военкоматов Москвы, в последнее время военкомам стали давать взятки намного реже. Во-первых, усилился контроль со стороны правоохранительных органов, из-за чего коррупционные схемы проводятся только по рекомендации знакомых. Во-вторых, из-за сокращения срока службы до одного года заметно поубавилось количество отказников и уклонистов. Однако теперь эффект от этого нововведения постепенно сходит на нет.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:
– В настоящее время система военкоматов практически разрушена и требует реформирования. К этому привела, в частности, реформа, в ходе которой были сокращены все офицерские должности. Сейчас практически все работники военкоматов – гражданский персонал, они получают копейки, имеют минимальное количество льгот и фактически на работе их ничто не держит. Это всё ведёт к тому, что они становятся весьма уязвимы для взяток. Причём сумма может быть очень небольшой.
В целом ситуация со взятками в военных комиссариатах за последнее время практически не изменилась, от армии всё так же можно запросто откупиться. Главное – знать, кому дать.
На голодном пайке
Дело в том, что к коррупции военкоматских служащих подталкивает сама жизнь. Сейчас оклады гражданского персонала, куда входят и сотрудники военкоматов, составляют в зависимости от должности от 6–8 до 20 тыс. рублей. Даже на периферии молодёжь на такие должности не идёт, отчего в военкоматах работают немотивированные пожилые сотрудники, которые практически не держатся за свою работу. Это приводит к тому, что сегодня взяткополучателем или посредником может стать практически любой сотрудник военкомата, поскольку размер взятки в большинстве случаев превышает размер его годовой зарплаты. Например, в Москве размер средней взятки равняется 300 тыс. рублей.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что в последнее время даже служба на руководящих должностях в военкоматах становилась всё менее престижной. Произошло это из-за глобальной реформы военных комиссариатов. С военных комиссаров и военкомов сняли погоны, оставив их на прежних должностях, но лишив при этом званий, что резко понизило их статус. В итоге многие квалифицированные и сознательные сотрудники ушли, а квалифицированные и несознательные стали думать, как поправить своё материальное положение. Отсюда и нынешний вал коррупции в военкоматах, с которым, как заявлялось, «шла успешная борьба».
Причём непонятно, поможет ли изменить ситуацию решение вернуть погоны военным комиссарам. С 1 сентября 2019 года на региональном уровне военным комиссарам субъектов Федерации, их заместителям и некоторым начальникам отделов вернули воинские звания. Однако тем, кто привык решать вопросы в обход закона, будет сложно остановиться. Для борьбы с коррупционерами руководство Минобороны уже предложило «укрепить» военкоматы свежими кадрами – на должности военкомов предполагается назначать офицеров из армии. То есть людей, пусть и имеющих опыт командования, но достаточно слабо разбирающихся в планах мобилизации и проведения призыва. Что, по всей видимости, может привести лишь к сбою системы.
Ошибка военкома
Одной из причин нервного срыва, из-за которого солдат Рамиль Шамсутдинов в конце октября расстрелял восьмерых сослуживцев в карауле в Забайкалье, могли стать имеющиеся у него проблемы с психикой. Как считают эксперты, из-за них Шамсутдинов мог избежать призыва, но военкомат не принял их во внимание и признал новобранца полностью годным к службе.
Однако после трагического происшествия всплыли новые детали. В частности, выяснилось, что призывник обращался за бесплатной юридической консультацией, поскольку, видимо, хотел избежать призыва в связи с состоянием здоровья.
Правозащитники рекомендовали молодому человеку пройти дополнительное обследование, чтобы ему поставили точный диагноз, при котором военкомат освободил бы его от несения службы или направил на альтернативную. Но Шамсутдинов решил, что проще будет отслужить в армии, чем встать на учёт к специалисту. В итоге получилось так, что один скрыл состояние своей нервной системы, а сотрудники военкомата не стали разбираться в его амбулаторных картах и проверять по части психиатрии. Комиссия признала его полностью годным к прохождению службы, присвоив категорию А2. Рядовой Шамсутдинов был рекомендован к несению службы с оружием: в военкомате в Татарстане установили, что он психически устойчив и может сорваться только из-за длительного стресса без помощи психолога.
Александр Степанов
По материалам: “Наша Версия”