В 1939 -1940 годах шведские лётчики воевали против советских пилотов
Формально королевство Швеция не воевало с 1814 года. Тогда произошла шведско-норвежская война. Многие думают, что последним крупным сражением, в котором участвовали шведы и русские, была Полтавская битва в 1709 году. Но это не так.
В последний раз две страны скрестили оружие во время войны 1808 -1809 годов, во время так называемой Финляндской войны, по результатам которой в состав Российской Империи вошло Княжество Финляндское. Известны также столкновения советского Балтийского флота и шведских ВМФ во время Второй мировой войны. Мы рассказывали о том, как в 1952 году истребители ПВО страны сбили над нейтральными водами Балтийского моря самолет радиоразведки ВВС Швеции ДС-3 и поисковую летающую лодку «Каталина» – смотри статью «Будни советской противовоздушной обороны. Часть 1». А в этой статье речь пойдет о неизвестных широкому кругу читателей ожесточенных воздушных боях между шведскими и советскими летчиками во время Зимней или советско-финской войны 1939 – 1940 годов.
Зимняя война
Вторая половина 30-х годов ХХ века была тревожной. В воздухе витало предчувствие большой войны. Каждая европейская страна стремилась решить свои международные проблемы до того, как заговорят пушки. Отношения между СССР и Финляндией в 20-х – 30-х годах были сложными. Сразу после революции 1917 года в Финляндии, по сути, была небольшая гражданская война. Белофинны взяли верх, что неудивительно, учитывая менталитет жителей Финляндии. Большевистским лидерам это, понятно, не понравилось, но гражданская война была в разгаре, и Москве было не до Финляндии. Руководство Финляндии, между тем, приняло решение, которое через 20 лет фактически привело к Зимней войне. В 1919 году страна предоставила свои военно-морские базы и аэродромы вооруженным силам Великобритании, которые боролись с Советской Россией. В Финском заливе развернулись самые настоящие морские бои. Обе стороны несли серьезные потери. Англичане захватили два новейших эсминца типа «Новик» – «Автроил» и «Спартак». Еще три «Новика» – «Гавриил», «Константин» и «Свобода» – погибли на минном поле. Английскими торпедными катерами был потоплен крейсер 1 ранга «Олег». Советская подводная лодка «Пантера» потопила новейший английский эсминец «Виттория», на минах подорвалась и погибла английская подводная лодка L-55, были повреждены два английских крейсера «Кассандра» и «Верулам». Отдельно стоит упомянуть атаку англичанами Кронштадта, но об этом чуть позже.
Во второй половине 30-х годов советско-финская граница проходила в 32 километрах от Ленинграда. Советское военное командование прекрасно осознавало опасность этого факта, и после ряда совещаний в Политбюро СССР вышел на переговоры с Финляндией, в том числе, и по вопросу об обмене территориями. Переговоры провалились. Советские ВВС бомбили Хельсинки. Началась Зимняя война. 14 декабря 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций. Сейчас некоторые историки утверждают, что это было агрессией со стороны СССР. Финская армия, авиация и военно-морской флот были значительно слабее Ленинградского военного округа и Балтийского флота. Это правда. Вооруженные силы Финляндии предназначались только для обороны своей страны. Но опасность Финляндии для СССР заключалась не в количестве солдат, пушек, самолетов и кораблей, а совсем в другом. Финляндия, как это уже было в 1919 году, могла предоставить свои базы значительно более сильному противнику. В Генштабе Советской армии очень хорошо помнили «Кронштадтскую побудку». Эта английская операция готовилась заранее и в тайне. Торпедные катера доставили в Швецию, а затем скрытно перевели в Финляндию. Катера базировались на тайных базах в Терийоки (ныне Зеленогорск) и в Бьёрке (ныне Приморск). Катера типа СМВ фирмы «Торникрофт» несли по две торпеды и имели скорость 40 узлов. Одновременно с этими событиями в Балтийское море прибыл английский гидроавианосец (гидроавиатранспорт) «Виндиктив» с гидросамолетами «Шорт-18» на борту. 18 августа 1919 года, используя базы на территории Финляндии, англичане провели комбинированную атаку на Кронштадт. Сначала рейд Кронштадта атаковали английские самолеты. Наносимые ими удары были отвлекающими. Главный удар должны были нанести семь британских торпедных катеров типа СМВ. Их задачей было потопить основные корабли Балтийского флота. Правда, эта атака особого успеха англичанам не принесла. Они потопили плавбазу подводных лодок (старый разоружённый крейсер) «Память Азова» и легко повредили линейный корабль «Андрей Первозванный», потеряв при этом четыре торпедных катера. В то время шуму эта атака англичан принесла много, победу в операции каждая сторона присвоила себе, хотя, по сути, это была «ничья». После «Кронштадтской побудки» оборону базы от авиации и торпедных катеров резко усилили. Главным же итогом стало понимание руководством Красной Армии того факта, что опасность финского направления заключается в возможности появления в Финляндии иностранных военных баз.
Можно по разному оценивать итоги Зимней войны. Историки с разной идеологией делают прямо противоположные выводы. Мы же отметим главный факт. После окончания Зимней войны, опасность таких атак, как «Кронштадтская побудка», для Ленинграда и Кронштадта, резко снизилась. СССР решил эту проблему, наверное, не совсем гуманно, но времена тогда были совершенно не гуманными.
Шведские соколы
Когда началась Зимняя война, многие страны оказывали помощь Финляндии. Но самая большая по объему помощь была оказана Королевством Швеция. Шведы поставили финнам 135 000 винтовок и 50 миллионов патронов к ним, 336 орудий разного калибра и 300 000 снарядов, 300 морских мин. Объем помощи в сегодняшних ценах составил около 1,6 миллиарда долларов. Но на этом королевство решило не останавливаться. Было решено послать на помощь соседям авиафлотилию – так шведы тогда называли авиаполк – самолеты с летчиками и техническим персоналом. Это было, конечно, секретом Полишинеля – все заинтересованные лица и организации обо всем знали, но формально Швеция соблюдала свой нейтралитет. Тысяч шведских добровольцев во всех родах войск, составивших две трети всех добровольцев, приехавших на эту войну, в Финляндии «не было». Целого авиационного полка – тоже «не было». Любопытный момент. Было принято решение о переброске в Финляндию 19-ой авиафлотилии ВВС Швеции. Этот номер в ВВС скандинавского королевства остался незанятым. Следующая авиафлотилия, которая была сформирована, получила номер 20.
Всего на войну поехали десятки летчиков, сотни техников и 20 самолетов. В Финляндию были отправлены 12 британских истребителей-бипланов “Gloster Gladiator” модификаций Mk.Is и Mk IIs, 4 легких бомбардировщиков-бипланов “Hawker Hart”, которые собирались в Швеции по британской лицензии; 1 тренировочный “Saab Kazenstein-26” и 1 транспортный “Junkers F.13”; и ещё два самолета. Позднее добавили еще несколько машин. Так что общее количество самолетов стало 24. Лётчики-добровольцы, в основном, прибывали из 4-ой и 8-ой авиафлотилий. Тайной мыслью шведского Генштаба было обкатать в реальных боевых условиях как можно больше своих летчиков. Финское командование определило зону ответственности шведского полка – оборона неба Лапландии. Зеленый камуфляж шведских ВВС закрасили белой краской – на самолеты нанесли зимний камуфляж. Голубые круги с тремя коронами превратили в белые круги с голубой свастикой – эмблемой ВВС Финляндии. Номера на борту самолетов – как в ВВС Швеции – закрасили и нанесли жёлтые буквы латинского алфавита – обозначение в ВВС Финляндии. Так 19-я авиафлотилия ВВС Швеции превратилась в 5-й авиаполк ВВС Финляндии. Так как воевать надо было в финской глубинке, где никто не знал шведского языка, всем летчикам выдали шведско-финский разговорник. Это было сделано, чтобы в случае сбития самолета, местные жители не устроили самосуд над летчиком.
Война
Лапландия как театр военных действий – дремучая тайга с узкими дорогами и озерами. Противником шведских летчиков была авиагруппа северного направления при 9-й армии. В состав авиагруппы входил 145 истребительный авиаполк (несколько десятков истребителей И-15бис), эскадрилья бомбардировщиков ДБ-3 и эскадрилья разведчиков Р-5. 24 декабря советская авиагруппа сбила свой первый самолет – разведчик “Junkers W/34” 12 января шведы вылетели на свое первое задание – бомбежку одного из передовых советских аэродромов. На задание должны были вылететь 4 “Hawker Hart” и 9 “Gloster Gladiator”. Неудачи начались ещё до взлета. Из-за сильного мороза запустить двигатели смогли только 4 самолета. На передовом советском аэродроме боевой авиации не оказалось – там стояли 2 У-2 и нелётный И-15бис. По ним даже не попали. На обратном пути два “Hawker Hart” столкнулись в воздухе и упали на землю. Два летчика попали в советский плен, один стрелок погиб, второй после падения остался жив. Он совершил на лыжах 90 километровый переход при 40 градусном морозе вышел в расположение финских войск. Так советское командование узнало о появлении в Финляндии шведских летчиков. Но это был ещё не конец. Третий бомбардировщик сбили поднятые на перехват с другого аэродрома И-15бис. Так в одном бою шведы лишились трех из четырех своих бомбардировщиков.
К оставшемуся “Hawker Hart” через несколько месяцев добавился еще один, перегнанный из Швеции. Эти два бомбардировщика совершали рейды до конца Зимней войны. Погода вносила свои коррективы. Так, из-за сильных морозов, истребители взлетали на защиту города Оулу с замерзшими неработающими пулеметами. Шведские летчики готовы были идти на таран. К счастью, в эти морозные дни советская авиация Оулу не бомбила. Первое столкновение в воздухе произошло 17 января. Четверка “Gloster Gladiator” встретила в воздухе четверку И-15бис. Дальнейший ход событий не совсем ясен. Шведы открыли огонь, советские летчики от боя уклонились и ушли. Преследовать шведы их не стали. Следующий день внес ясность. 145 авиаполк понес первые потери. Два И-15бис совершили вынужденную посадку. Была ли она вызвана огнем шведских истребителей, или морозами, сейчас не понятно.
Первый серьезный бой произошел 23 января. Четверка шведских истребителей была поднята на перехват советских самолетов, расстреливающих финскую пехоту. С советской стороны были три И-15бис. Советских летчиков спасли бронеспинки. После боя в советских самолетах были до 25 пробоин, но летчики были живы. У шведских самолетов бронеспинок не было, и дела были значительно хуже. Один истребитель был сбит. 26 января произошло почти комическое происшествие. Два шведских истребителя потеряли ориентировку в тумане и …. приземлились на советский аэродром. Правда, поняв свою ошибку, успели взлететь.
Одной из основных задач шведских летчиков, было недопущение прорыва советских бомбардировщиков к финским городам. Шведы не всегда могли похвастать результативностью, но были и победы. Хотя выполнением боевой задачи у шведов считалась сорванная бомбардировка финского города. Шведы говорят о 35 сорванных бомбардировках. При этом они сбили всего два СБ-2. Подавляющее число советских машин, обстрелянных шведскими истребителями, дотягивало до своих аэродромов.
21 февраля произошел большой международный скандал. Семь советских СБ-2 умудрились заблудиться, и вместо финского Рованиеми отбомбились по шведскому поселку Паяла. Расстояние между финским и шведским населенным пунктом было больше 100 километров! Были ранены двое гражданских жителей.
В последние дни войны шведам, наконец-то, улыбнулась удача. Шведские истребители сбили два советских СБ-2, а самое главное, они сбили один тяжелый бомбардировщик
ТБ-3. Его фото на земле облетело весь мир. Интересный момент. В бою участвовала шестерка бомбардировщиков ТБ-3, одним из которых командовал капитан Николай Гастелло. Тогда он благополучно довел свой бомбардировщик до аэродрома. В тот же день шведы понесли последнюю потерю в Зимней войне. Один из “Gloster Gladiator” после ремонта совершал испытательный полет и развалился в воздухе. Летчик погиб.
Заключение
13 марта война закончилась и шведские летчики, как и другие шведские добровольцы, вернулись домой. Потери шведов составляли три погибших летчика и двое пленных. Они потеряли три бомбардировщика и три истребителя. Советский Союз потерял один ТБ-3 и три СБ-2. Потеря двух И-15бис официальными советскими источниками не подтверждается. Помешать советским бомбардировщикам в бомбежке финских городов они практически не смогли. Но шведы получили бесценный опыт. ВВС королевства был увеличен до 800 самолетов, и, самое главное, шведы стали сами строить боевые самолеты. В настоящее время шведская школа самолетостроения одна из передовых в мире.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”