Уникальный баянный концерт «Душа, гармония, страсть» состоится 8 февраля в Малом зале Московской консерватории
С одним из главных героев вечера – Дмитрием Ходановичем встретился корреспондент «Новых Ведомостей». Разбивая стереотипы о том, что баян – это сугубо народный инструмент, Дмитрий исполняет шедевры академической классической музыки русских и зарубежных композиторов – Баха, Скарлатти, Шопена, Листа, Чайковского, Глинки, Рахманинова, а также произведения, написанные для симфонического оркестра. С помощью баяна – исконно русского инструмента – музыкант раскрывает публике новое звучание признанных шедевров.
Дмитрий является представителем академической баянной школы, учеником заслуженного артиста России, композитора В.Бонакова и лауреатом международного конкурса «Гран-При» Франция». Концерты Дмитрия Ходановича уже прозвучали для публики на фестивалях Русского искусства в Каннах и Бари, в Доме-музее А.Н.Скрябина, в Рахманиновском зале Московской консерватории, международном Доме Музыки. Музыкальные критики единодушны: непревзойденная техника игры на баяне и чувство звука делают Дмитрия Ходановича признанным мастером.
Журналисты отмечают и еще одну грань его таланта – профессиональное занятие музыкой не помешало Дмитрию добиться достижений и совсем в отличном от музыки занятии – борьбе. Он мастер спорта России по джиу-джитсу, обладатель чёрного пояса, мастер 3-го дана, а также Чемпион Москвы, трёхкратный обладатель Кубка Москвы, вице-президент Московской федерации джиу-джитсу. В настоящее время Дмитрий обучается в Институте естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета.
– Дмитрий, расскажите о своих первых музыкальных шагах, первых впечатлениях...
– Каждый, наверное, оглядываясь, представляет свою жизнь какими-то яркими вспышками, картинами, по крайней мере, так происходит у меня.
Очень хорошо помню свое детство. Родился я на Украине, в городе Кировске Луганской области. Вырос в музыкально-педагогической семье. Бабушка преподавала литературу, украинский и русский языки, была завучем школы, а папа и мама были педагогами в местной музыкальной школе. Не имея возможности взять для меня няню, они часто брали меня, малыша, на свои уроки, – папа преподавал баян, а мама – фортепиано. Отсюда все и пошло.
По вечерам у родителей часто бывали концерты. Отец руководил эстрадным оркестром, где мама выступала в качестве солистки,а еще – оркестром народных инструментов. У меня была прекрасная возможность окунуться и в ученическую атмосферу, и бывать на выступлениях уже сформировавшихся музыкантов. Дома у нас имелась большая коллекция пластинок самой разной музыки. Тогда, в 80-е, все впечатления, в основном, были связаны только музыкой, а, как известно, именно музыкально-слуховые впечатления очень развивают воображение и дают массу положительных эмоций!
Еще в нашей семье очень любили книги и кино. Вместе с родителями с детства я приобщался к искусству в самом широком смысле, и это – большое счастье. Сейчас, например, многие современные фильмы, и даже весьма неплохие, не имеют того послевкусия, которое должно быть заложено в настоящей художественной картине. Второй раз такой фильм смотреть не будешь. А вот старые фильмы смотришь по причине того, что они вызывают у тебя глубокие правильные эмоции, яркие воспоминания, полученные в детстве от совместных с родителями просмотров.
– Какой инструмент был у вас первым – баян или фортепиано?
– Пятилетним ребенком я уже пытался сочинять небольшие пьески для фортепиано, связанные с моими детскими впечатлениями. Героями моих первых опусов были любимые животные, природа. Папа даже что-то записывал.
– На выбор вашей профессии музыканта повлияли родители?
– Как это ни странно прозвучит, мои родители не особенно хотели, чтобы я стал музыкантом. Конечно же, они не препятствовали, но и не стремились к тому, чтобы я пошёл, что называется, по их стопам. Я думаю, это было связано с тем, что труд педагога-музыканта невероятно сложный и, порой, бывает, где-то даже неблагодарный. Они хотели, чтобы я сделал осознанный выбор, ведь быть настоящим педагогом – это призвание! Человек должен почувствовать, внутренне осознать, что он хочет именно этого.
Когда мне исполнилось восемь лет, родители отправились на Дальний Восток, в Магаданскую область. Там моему отцу было предложено возглавить вновь открывающуюся музыкальную школу. Родители пригласили своих коллег, с которыми вместе учились. Через несколько лет эта школа стала одной из лучших в районе. Помню, начался учебный год, я пришёл к отцу в класс и твердо объявил, что хочу у него учиться…
– Расскажите о своем любимом инструменте…
– В современной конструкции баяна очень много дерева. Чем старше оно становится, тем ярче звучит. Очень важно, из какого дерева сделан баян. В моем инструменте с течением времени все как бы сроднилось, срослось, и это сильно влияет на качество звучания инструмента. Все, что касается механики, можно заменять, для этого существуют замечательные мастера. А вот душу инструмента не изменишь, так же, как и удивительную ауру внутри него.
Знаете, за последние семь лет я пробовал четыре новых инструмента, но ни один мне не подошел! Хочется иметь еще один баян, но он должен меня тронуть. Ищу такой вот уже 10 лет, но пока не нашел.
– Сколько лет вы неразлучны с баяном?
– Родители купили этот баян, когда мне исполнилось 8 лет. Стоил он в то время столько же, сколько стоил новый автомобиль. Одна из причин, по которой они отправились работать на север, – дать мне хорошее образование, В то время на Дальнем Востоке зарплата была во много раз больше, чем в центральных регионах.
– А как получилось, что в вашей жизни соседствуют два направления: музыка и спорт?
– Спорт меня привлекал с детства, всегда хотелось быть сильным, ловким, смелым. Стал заниматься универсальным видом единоборства – джиу-джицу, именно от этого древнего вида в последствии возникли многие другие боевые искусства.
Уже будучи солистом Москонцерта, я встретил прекрасного учителя – мне с учителями по жизни везет! Это Сергей Сергеевич Крутовских. Он президент нашей Федерации, и в данный момент я являюсь его помощником. Несмотря на то, что стал заниматься спортом в достаточно зрелом возрасте, успел достичь успехов и на этом поприще. Когда-то я мог только мечтать о чёрном поясе, который сейчас имею.
– Как вы думаете, почему баян становится сегодня менее популярным?
– Времена меняются, диктуют свои условия, но некоторые вещи, которые были нам дороги, скажем, полвека назад, сегодня по-прежнему остаются ценны… Баян не уходит со сцены. Наша задача – создавать то, что останется в сердце человека навсегда. Нужно стараться, чтобы выступление музыканта запоминалось на всю жизнь. Можно заменить все, но настоящий живой звук не заменишь ничем.
– Что у вас в творческих планах?
– В моих планах – выступать, как можно больше! Делиться с людьми музыкой!
Беседовал Артем Ряжский
Фото из архива музыканта