Политика отрицательных процентных ставок, которую четвертый год проводит Европейский центробанк, вызвала взрывной спрос на наличные деньги
Крупнейшие банки Германии устремились в физический кэш, до отказа наполняя хранилища банкнотами, хранить которые становится выгоднее, чем держать безналичные средства на счетах в ЦБ.
С 2014 года ЕЦБ опустил депозитную ставку ниже нуля, обязав банки вместо получения процентного дохода доплачивать за хранение резервов. После того, как в 2016 году до нуля была снижена кредитная ставка, запасы наличных у банков ФРГ резко пошли вверх. К концу 2019 года они утроились и достигли исторического рекорда – 43,4 млрд евро, сообщает Bloomberg со ссылкой на статистику ЕЦБ.
Это 442 тонны в купюрах по 100 евро, 800 тонн – в 50-евровых банкнотах 1,7 тысячи тонн, если использовать номинал в 20 евро.
«В наши дни лучше держать средства в наличных, чем парковать их в ЕЦБ, даже несмотря на риск, страховые издержки и мороку с логистикой», – говорит Андреас Шульц, возглавляющий небольшой сберегательный банк рядом с Берлином. – Это наглядная демонстрация последствий процентной политики ЕЦБ».
Спрос на хранение наличных достиг таких масштабов, что хранилища забиты под завязку. Мюнхенская Pro Aurum сообщила, что получила несколько запросов от кредитных организаций на хранение купюр, но была вынуждена отклонить их из-за нехватки площади.
Запуская количественное смягчение, Европейский центробанк декларировал в качестве цели разгон инфляции и поддержку экономического роста. Но напечатав 2 триллиона евро и перевернув вверх дном межбанковский рынок, добиться желаемого не смог: в прошлом году экономика зоны евро выросла на 1,2%, а инфляция составила 1,3% (при цели около 2%).
«На фоне отрицательных ставок ЕЦБ складирование запасов кэша выглядит начинает выглядеть привлекательно, – говорит член партии Свободных демократов в Бундестаге Франк Шефлер. – Если такая политика продолжится, производителей сейфов и охранные компании ждет настоящий бум».
Резкое снижение ставок помогло экономике ЕС рефинансировать долги, которые считались безнадежными: объем просроченных кредитов в банках с триллиона евро в 2014 году упал до 543 млрд на конец 2019-го.
Однако заплатить пришлось банковской системе. Банки теряют доходность. У каждого второго, по данным ЕЦБ, рентабельность собственного капитала (ROE) ниже стоимости привлечения акционерного капитала (Cost of equity). Это означает, что банкам проблематично нарастить капитал как за счет выпуска акций, так и за счет прибыли. По мнению ЕЦБ, это говорит о том, что зоне евро слишком много банков. Решением проблемы, по мнению регулятора, должно стать сокращение числа кредитных организаций и консолидация банковского сектора, говорится в обзоре регулятора.
По материалам: “Finanz.ru”