Принятие поправок в Конституцию, которые позволят президенту Владимиру Путину оставаться у власти еще 16 лет, Россия рекордным за 22 месяца падением рубля
С первых же сделок на МосБирже доллар подскочил на 3,67 рубля, а евро – на 4,38 рубля, после чего курсам хватило несколько минут, чтобы обновить максимумы с февраля 2016 года: 72,99 рубля за американскую валюту и 85 рублей – за европейскую.
Спазм рубля, впрочем, был недолгим, и падения в обморок рынку удалось избежать: после полудня доллар и евро начали сдавать позиции и завершили сессию ниже, чем начали, – на отметках 71,41 рубля и 80,5450 рубля соответственно.
К продаже валюты на рынке подключился ЦБ, который впервые с 2015 года вернулся к практике ненормированных интервенций, а также одна или несколько крупных сырьевых компаний.
«Корпорации сегодня много продали валюты, выше 72 (рублей за доллар) был просто железобетонный оффер от экспортеров», – сказал Reuters трейдер «ВТБ Капитала» Артем Звонарев: упрямый продавец был готов реализовать любые объемы, чтобы не пустить курс выше.
Скупали валюту при этом нерезиденты, говорит Звонарев. Они избавлялись от облигаций федерального займа, обрушив их котировки рекордно с «черного вторника» 16 декабря 2014 года.
Крупным покупателем, взявшимся не допустить паники, стал «Газпром». Компания, которая в основном продает валюту во втором и четвертом квартале, решила не ждать и выйти на рынок с регулярными операциями, сообщил Bloomberg зампред правления Фамил Садыгов.
Помимо экспортной выручки «Газпром» продал часть из 2 млрд долларов, которые одолжил в декабре через размещение евробондов.
«Увеличение продажи валютной выручки экспортерами было наиболее эффективным средством стабилизации курса во время падения рубля в конце 2014-го и начале 2015 года. Тогда за неделю экспортеры продали более 30 млрд долларов, что успокоило рынок эффективнее, чем повышение ставки», – напоминает стратег ITI Capital Искандер Луцко.
Привлекая госэкспортеров и продавая валюту из ФНБ, власти и центробанк смогут удержать курс в районе 70 рублей за доллар при нефти по 36-40, считает Луцко.
С начала года рубль потерял 13% и почти догнал худшую валюту развивающихся рынков – ослабевший на 14% и обновляющий исторические минимумы бразильский реал. Потеряв ореол неуязвимости, рубль остался один на один со своей нефтяной кармой, которая делает его заложником политики крупнейших добывающих стран.
«Если переговоры ОПЕК+ не возобновятся, если не будет никакой сделки, мы вполне можем увидеть обвал нефти до 20-25 долларов за баррель. Тогда рубль будет стоить 90 за доллар, а ставки ОФЗ – даже сложно предположить», – сказал Bloomberg начальник управления операций с ценными бумагами МТС-Банка Роман Дмитриев.
Надолго такой сценарий все же маловероятен: если учесть долларовую инфляцию, то диапазон 30-40 долларов за баррель примерно соответствует эпохе дешевой нефти 1990х годов, когда номинальная цена вращалась около 20, указывает главный экономист Газпромбанка Егор Сусин. Чтобы нефти задержалась сильно ниже 30 долларов надолго, мировой ВВП должен упасть означает даже не на единицы, а на десятки процентов, добавляет он.
Подушкой безопасности рубля остаются резервы банковской системы – около 17 млрд долларов свободной валюты, однако они конечны и позволят лишь отсрочить давление на курс, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
С точки зрения бюджета рубль по-прежнему слишком крепок: рублевая цена барреля – 2544 рубля – существенно ниже среднего значения, которое наблюдалось в периоды низких цен на нефть (2900 рублей). Отсюда можно сделать вывод, что рубль сохраняет потенциал для ослабления до 80 рублей за доллар, говорит Порывай.
По материалам: “Finanz.ru”