Власти отказались от идеи цифровых псевдонимов для коллекторов

Пункт, разрешающий взыскателям не раскрывать свои настоящие имена должникам, исчез из новой версии законопроекта о возврате просроченных долгов. Минюст решил не пересматривать и другие полномочия коллекторов

Власти отказались наделять коллекторов правом общаться с должниками анонимно — пункт о том, что взыскатели смогут представляться в разговорах с клиентами не полными именами, а цифровыми идентификаторами, исчез из доработанной версии поправок в закон «О взыскании». Новый документ размещен Минюстом на федеральном портале нормативных правовых актов.

Идея присваивать представителям кредиторов цифровые псевдонимы была предложена представителями бизнеса, Минюст включил ее в рабочую версию законопроекта, писал РБК. Так коллекторы хотели защитить своих сотрудников от возможной агрессии должников.

Новая версия законопроекта не содержит и других предложений, которые выносились на обсуждение рабочей группы в течение последних семи месяцев — в нее входили представители Минюста, Федеральной службы судебных приставов (ФССП), а также участники рынка. Минюст, в частности, передумал регламентировать использование взыскателями роботов-коллекторов и допускать профессиональных взыскателей к долгам по ЖКХ.

В чем отказали коллекторам

В обновленную версию поправок не вошло понятие «робот-коллектор». Звонки должникам, которые совершаются с помощью автоматизированных систем, хотели приравнять к звонкам от сотрудников, писал РБК. Такие контакты считались бы непосредственным взаимодействием с клиентом, и должники получили бы возможность ограничить частоту звонков от роботов-коллекторов. Сейчас ограничения распространяются на обзвон от лица живых представителей коллекторского агентства или кредитора. По инициативе должника взыскатель может звонить не более одного раза в сутки, двух раз в неделю или восьми раз в месяц.

Минюст не захотел расширять возможности должников по взаимодействию с коллекторами — из новой версии документа исчезли пункты о том, что клиент может отказаться от общения со взыскателями, направив обращение по электронной почте. У должников сохранятся две существующие опции — отправка заявления заказным письмом по почте или передача через нотариуса. В федеральный закон «О взыскании» также может не войти статья об обязательной досудебной процедуре взыскания задолженности. Предполагалось, что кредитор может подать иск в суд о возврате долга только после отказа от должника платить.

Еще одна статья, не вошедшая в новую версию законопроекта, касается взыскания долгов за коммунальные платежи. Участники рынка предлагали включить профессиональных коллекторов в число тех, кто может требовать с граждан задолженность по ЖКХ. В версии документа от 4 февраля уже не было пункта о профессиональных коллекторах, но работу с долгами за коммуналку планировалось разрешить ресурсоснабжающим компаниям и дочерним компаниям работать с кредиторами по агентской схеме.

Доработанные поправки теперь не затрагивают вопрос взаимодействия изыскателей с родственниками и знакомыми должников, которые упоминаются в договорах как третьи лица. Предполагалось, что кредиторы или коллекторы смогут связываться с ними при соблюдении двух условий: и заемщик, и третье лицо дали письменное согласие на взаимодействие. Сейчас взыскатели могут контактировать с кем-то помимо клиента, если на это согласен должник, а третьи лица не выразили несогласия.

Что предлагает Минюст

В новой версии документа сохранилась идея о расширении контроля за банками, МФО и другими кредиторами, для которых взыскание долгов с граждан не считается основной деятельностью. Они смогут вести такую работу только после включения в специальный государственный реестр ФССП.

По мнению властей, в реестр взыскателей должны входить юрлица, в чьих учредительных документах указано, что они занимаются возвратом задолженности физлиц. Сейчас под закон «О взыскании» попадают только юрлица, чья деятельность по сбору долгов с граждан считается основной, то есть коллекторские агентства, а не банки или МФО. Изначальная версия поправок предполагала ведение двух реестров: в первом должны были состоять профессиональные коллекторы, а во втором — организации, для которых взыскание служит одним из дополнительных видов деятельности.

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Минюст также предлагает признать утратившими силу некоторые пункты закона, которые касаются передачи прав требования по долгу другим юрлицам.

Опубликованная версия законопроекта не окончательная и все еще обсуждается с другими госорганами, утверждает представитель Минюста. Тем не менее документ направлен на рассмотрение в аналитический центр при правительстве, который курирует проведение «регуляторной гильотины» в России. Административная реформа была объявлена в 2019 году экс-премьером Дмитрием Медведевым.

Реакция рынка

Новая версия законопроекта недостаточно подробная, рынок готовит свои комментарии к документу, заявил сопредседатель рабочей группы, президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев. По его словам, Минюст «раз от раза предлагает все более усеченные версии, в которых все меньше и меньше изменений».

«Уже сейчас видно, что текст создает еще больше возможностей для ухода из-под надзора уполномоченного органа. Нас такое положение не может устраивать, так как мы считаем, что только действенный надзор, обеспеченный цельным и непротиворечивым регулированием, может помочь всем нам навести порядок в этой сфере», — поясняет Мехтиев.

Исключение из текста документа многих предложений от участников рынка может привести к тому, что изменения будут лишь техническими, опасается председатель комиссии по финансовой безопасности Торгово-промышленной палаты Иван Рыков. «Без подобных новелл, учитывающих в том числе западный опыт легальной деятельности по взысканию долгов, коллекторская сфера развиваться не будет», — констатирует он.

По мнению эксперта, некоторые инициативы были сняты с повестки из-за социальной остроты. «Полагаю что причиной исключения положений о ЖКХ является негативное отношение к коллекторскому бизнесу как таковому. Ведь предложения об урегулировании порядка взыскания долгов по ЖКХ поступали от самих ресурсоснабжающих организаций, которые в текущем правовом регулировании не видят возможность вести взыскания долгов в рамках правового поля», — говорит Рыков.

Формально законопроект в новой редакции должен позволить осуществлять надзор за любыми юрлицами, в чьих документах есть упоминание о взыскании долгов физических лиц, отмечает директор крупнейшей на микрофинансовом рынке саморегулируемой организации «МиР» Елена Стратьева. Однако она не верит, что так и будет на практике. «Узнать о том, что ведется деятельность, которая не внесена в документы, можно будет после проверки обращения должника в надзор», — подчеркивает эксперт.

Стратьева также не поддерживает исключение из проекта предложений бизнеса, в частности идеи применения цифровых псевдонимов, которая родилась как «ответ на угрозы жизни и здоровью сотрудников, занимающихся взаимодействием с должниками по телефону».

Юлия Кошкина

По материалам: “РБК”

Ранее

Во время эпидемии в Москве поставили рекорд по количеству арестов

Далее

Депутаты предложили срочные меры борьбы с домашним насилием на изоляции

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru