Какой финансовый манёвр придумал глава Счетной палаты Алексей Кудрин, и куда делся триллион из банковской системы
«Государство может забрать вклады у населения», – с такими заголовками на прошедшей неделе вышли сразу несколько федеральных СМИ. Журналисты ссылались на самого главу Счётной палаты, некогда могущественного министра финансов Алексея Кудрина. Однако чиновник поспешил заверить, что на деньги народа никто не посягает, а его просто неправильно поняли.
Кто в итоге должен «ответить за базар»? Россияне бережно хранили на своих депозитах порядка 30 триллионов рублей, а сумма потерь банковской системы через банкоматы и отделения уже сейчас оценивается минимум в 1 триллион рублей. Так и до дефолта недалеко.
Спасибо, что предупредили
То самое интервью Алексея Кудрина вышло вечером 13 апреля. Не прошло и часа, как его стали цитировать. «Спасибо, что предупредили», – поблагодарил на сайте канал «Царьград». «Кудрин предложил брать деньги со счетов физических лиц для борьбы с кризисом», – с таким заголовком вышла статья на Афиша-Daily. Позже формулировку смягчили, но осадок остался. На следующее утро Алексей Кудрин в своих соцсетях напишет: «В интервью РБК сказал об обычной практике банков во всех странах вкладывать свободные средства, в том числе депозиты физлиц, в гособлигации. Кто-то расценил это как рекомендацию изъять деньги вкладчиков – это абсурд. Конечно, об этом речь не идет».
Впрочем, как известно, дыма без огня не бывает, а уж сколько раз только в современной истории россияне обжигались на доверии к чиновникам… Учитывая непростую ситуацию в мире и нарастающий экономический кризис, о которых каждую минуту говорят на ТВ, поддаться панике действительно очень легко. Да и поверить новостным заголовкам гораздо проще, чем пересмотреть получасовое интервью, в котором Алексей Кудрин сказал следующее (цитата полностью):
«Вкладов населения в банках – около 30 триллионов. Понятно, что они не просто там лежат, они банками использованы в виде кредитов, которые выданы кому-то. Но сейчас экономика не будет в таком объёме их потреблять. Целые отрасли, не имея выручки, к сожалению, не смогут получить эти кредиты. Даже стопроцентные гарантии не всем это позволят. Банки будут искать более надёжные способы вложения денег под проценты – это государственный долг. На период кризиса, я думаю, на год, такой манёвр очень оправдан».
Что это значит? Попробуем объяснить на пальцах. Кредитное учреждение принимает деньги от одних клиентов, чтобы давать их в рост другим. Это основа банковской деятельности. А теперь давайте представим, что количество кредитов сократилось больше чем наполовину, а сумма депозитных вкладов при этом существенно не изменилась. Таким образом на счетах образовались значительные суммы денег, которые надо вкладывать. Куда? По версии Алексея Кудрина, в облигации государственного долга. Глава Счётной палаты утверждает, что это очень выгодное вложение, поскольку Россия входит в число стран, имеющих самых маленький государственный долг. Это значит, что она способна полностью выполнить свои обязательства.
Бессмысленно и невозможно
Подобный вопрос волнует наших людей каждый раз, когда в воздухе пахнет кризисом: растёт доллар, падают цены на нефть, обрушиваются фондовые биржи или в Россию возвращается Крым. Мы помним лихие девяностые и три «Д», после которых многие оставались у разбитого корыта: деноминация, девальвация и дефолт. Не удивительно, что каждый раз при новой угрозе нас охватывает страх.
«Заморозка вкладов россиян в банках, подобная той, что была проведена в СССР в начале 1991 года, невозможна. Это совершенно бессмысленно, и это невозможно никогда», – успокаивал в эфире того же РБК председатель правления Сбербанка Герман Греф. По его словам, средств Фонда национального благосостояния хватит на то, чтобы компенсировать убытки при продаже нефти несколько лет, а золотовалютные запасы Центробанка сегодня составляют 564,9 млрд долларов – сумма, которой никогда не было за всю историю СССР. К тому же в наше время, в отличие от девяностых годов, в Российской Федерации действует закон о страховании вкладов. В случае форс-мажорных обстоятельств государство возмещает вкладчику всю сумму, если она не превышает 1,4 млн рублей. То есть большинству населения точно ничего не грозит, объяснил экономист Павел Медведев. Да и большинство банков с подмоченной репутацией уже давно закрыты.
Можно резюмировать лишь одно: конечно, судьбу вашего вклада решать только вам. Но на каждую беду страха не напасёшься, а заворачиваться в белую простыню и ползти в известном направлении пока рано: знавали мы времена и похуже.
Атмосфера раскалена
Тем не менее чиновникам, а тем паче бывшему министру финансов Алексею Кудрину, не помешало бы тщательнее подбирать выражения. Особенно в нынешней ситуации, когда атмосфера раскалена до предела, и каждое слово может спровоцировать панику. По данным агентства Блумберг, в течение месяца россияне сняли с банковских счетов около триллиона рублей, и не в последнюю очередь благодаря комментариям чиновников, которые решили порассуждать на далекую для себя тему. В самом деле, причем тут глава Счетной палаты и вклады населения? А тут ещё и на сайте Центробанка вышла рекомендация ограничить выдачу наличных через банкоматы. Это решение было продиктовано вполне разумными соображениями: чтобы не распространять вирус через купюры, предлагалось выдерживать их на «карантине» в хранилищах, и только после положенного срока вновь пускать в оборот. Только и всего. Но звёзды сошлись: рекомендации ЦБ, обращение президента, необдуманные комментарии чиновников и в качестве вишенки на торте – цитата Алексея Кудрина про изъятие вкладов физических лиц. И вуаля – минус триллион со счетов.
Тут стоит вспомнить, что необдуманные заявления однажды уже подпортили репутацию Алексею Леонидовичу. В 2011 году он «слетел» с должности министра финансов после слов, сказанных в Вашингтоне. Глава ведомства посетовал «нашим американским партнёрам», что не видит для себя места в правительстве РФ. Как он объяснял позже, речь шла о следующем составе кабинета министров, а покидать своё кресло немедленно в его планы отнюдь не входило. Какое-то де жа вю.
Ирина Семёнова
По материалам: “Наша Версия”