Здесь отдыхала интеллигенция СССР. Как эти дачи выглядят теперь?
Российский фотограф Федор Савинцев снимает непризнанные шедевры архитектуры — дачи в подмосковном поселке Кратово. Здесь в тени сосен спряталось множество прекрасных теремов, и каждый из них не похож на другой. В Кратове отдыхала вся советская интеллигенция. Тут бывали Булат Окуджава, Михаил Зощенко, Сергей Прокофьев, председатель Совета министров СССР Георгий Маленков и другие.
Дед Федора Петр Савинцев тоже имел здесь дачу. Он был заместителем председателя Союза композиторов СССР Тихона Хренникова. Теперь в поселке находится дача родителей фотографа.
«Кратово ожидало, пока я пойму всю ценность этих архитектурных шедевров. Я тут вырос, тут жили мои прадедушки и прабабушки, сейчас у родителей тут дача. Поэтому все то, что я показываю, — из детства. Все дома знакомые, просто я на них взглянул по-серьезному», — объясняет Федор. Жемчужины дачного зодчества — в галерее «Ленты.ру».
По словам Федора, он много раз проезжал мимо этого дома, однако его владельцев никогда не видел. Но однажды на даче все-таки появился хозяин, и с ним удалось пообщаться. Оказалось, что нынешний владелец — внук известного московского врача Сергея Кагана и правнук архитектора Абрама Кагана. Кирилл (так зовут их потомка) бережно заботится о доме, благодаря чему здание, построенное в 1950-х годах, сохранило свой дух.
«Еще один домик из детства. Когда я был мелким, домом владели уже вторые хозяева, у которых было двое детей, с ними-то я и дружил. В этом доме мы знатно проводили время, вспоминаются прятки», — ностальгирует фотограф.
Нынешние владельцы приобрели этот дом 15 лет назад и ничего не знают о его прошлых хозяевах. Внутри новые собственники все переделали, но фасад оставили без изменений.
Савинцев старается узнать историю каждого дома, попадающего в объектив. Иногда из-за этого стремления фотограф попадает в забавные ситуации.
Как-то раз Федор закончил очередную съемку и шел к машине. Когда он перелезал через забор, наткнулся на женщину. Вероятно, она гуляла и заметила, что какой-то человек лазает по чужим участкам. Федор начал объясняться — мол, он не вор, а фотограф. На что женщина неожиданно заявила: «Да я уже поняла, знаю вас». Оказалось, что это жена хозяина дома. Она пообещала позвать Савинцева в гости и рассказать историю дачи.
«Еще не встречал такого правильного балкона второго этажа, очень хорошо», — подмечает Федор. По его словам, снимки кратовских дач находят широкий отклик у зрителей. Посты Савинцева в соцсетях полны восторженных отзывов. «Очень много воспоминаний, люди открыто выражают желание иметь такие дома, им очень нравятся архитектура и атмосфера», — говорит фотограф.
Савинцев утверждает, что каждый дом, который он снимает, обладает своим характером: все здания «очень уж живые». Фотограф глубоко проникся серией кратовских дач. «Находишь очередного “боровика”, а он такой: “Спасибо, я рад, что ты меня заметил, и я останусь в памяти”», — делится Федор.
«Мне в этих дачах нравится маленький нюанс. Практически все они типового проекта: бревенчатая коробка первого этажа, веранды с двух сторон и пристроенный второй этаж с вариативностью балконов. Остальное все — это, как я полагаю, задумки хозяев либо артелей, которые выполняли заказ», — рассуждает фотограф.
Савинцев в целом не любит снимать разрушенные или сгоревшие здания — как он говорит, это контент для любителей «чернухи». Подписывая данный кадр в Instagram, Федор пояснил, что не знает, заброшен ли этот дом или нет, но «даже в таком состоянии он прекрасен». «Да, я ностальгирую, да, я скучаю по тем временам, да, мне не хватает той атмосферы, и я не знаю, как сейчас своим детям привить тот дух», — признается фотограф.
Снять этот дом Савинцеву помог пожилой сосед. Он рассказал историю семьи дипломатов: два брата построили на участке большой кирпичный дом (его видно слева за деревьями). В результате старый деревянный оказался никому не нужен.
«На веранде так и стоит красивый комод, а до хозяев не достучаться. Удивительно уютное крыльцо веранды, так и хочется по нему заходить. Вторая половина, кстати, жилая, но хозяева не откликнулись», — пишет Федор.
Историю этого дома Савинцев узнавал буквально по крупицам. Оказалось, что раньше здесь жил француз Жорж Жаке. В царские времена его пригласили из Марселя в Россию как талантливого врача. Во время войны Жаке был лекарем на фронте, а уже в 1920-х годах начал развивать в стране гомеопатию. Притом француз принципиально не вступал в партию и не работал в клиниках — только частная практика. Здесь ему помогли связи с высокопоставленными чиновниками.
«Затем дом пошел по рукам, и его судорожно продавали: то Воронежской епархии, то еще кому-то. Кстати, в этом доме бывал Эйзенштейн (советский режиссер Сергей Эйзенштейн — прим. «Ленты.ру»), у него была дача по соседству, и они чаепитничали тут и разговоры вели», — рассказывает Федор.
Этот ладный красавец пробуждает у фотографа детские воспоминания: в похожем доме жил его друг по даче. Если же говорить о самом здании, то в настоящее время оно разделено на две половины. Хозяин одной из них «понастроил кирпичного мутанта», по факту уничтожив историческую дачу. «Я не знаю его историю, но с виду это весьма опрятный, изящный дом с красивой солнечной верандой», — говорит Савинцев.
У этой дачи большая история на две семьи. Той половиной дома, что на фото, владел Александр Михайлович Ашавский — специалист по горному делу, автор множества патентов. Отец Александра — московский доктор Михаил Семенович Ашавский. Его внук Юрий сохранил и отреставрировал дом, заказывая по образцам в мастерских элементы декора. Помогли в этом Юрию хозяева другой половины здания. «Хороший пример, как можно восстановить старину новыми материалами, чтобы она не утратила эстетику», — отмечает фотограф.
По одной из версий, которую рассказали Федору, этот дом построил офицер НКВД для больной матери. Чтобы ей было проще подниматься, мужчина спроектировал лифт до второго этажа (теперь в шахте кладовые). Также в доме была ванная комната, две печки и уникальная литая винтовая лестница. Потом дача перешла к преподавателю химического института, а затем к его дочерям — педагогу Щукинского театрального училища и дипломатическому переводчику в Индии.
Часто Савинцев, фотографируя дома, обращается к своим ранним воспоминаниям и воссоздает картины прошлого. «Стрельчатые окна, тон дома… Внутри скрипучая лестница, большая библиотека, круглый стол, над столом абажур, вечером чай, в розетках варенье, разговоры, потом в комнату, над кроватью лампа, читаешь книгу, потом морит сон, окно приоткрыто, слышны звуки птиц и стрекотание цикад», — погружается в память детства Федор.
По материалам: “Лента.Ру”