Дмитрий Рогозин всё больше уступает лидерство в космосе иностранцам
США с помощью космического корабля Crew Dragon компании SpaceX готовятся возродить программу пилотируемой космонавтики. Разрушается монополия «Роскосмоса» по доставке людей на МКС, а значит, и доходы госкорпорации сократятся. Хотя с эффективным расходованием денег у «Роскосмоса» и его главы Дмитрия Рогозина уже давно большие проблемы.
Американцы отступились от пилотируемых запусков в 2011 году, закрыв свою программу Space Shuttle. В своё время она разрабатывалась НАСА в партнёрстве с американскими военными и за 30 лет «съела» 114 млрд долларов. С тех пор земляне летали к МКС исключительно на «Союзах», разработанных в 1960-х годах и несколько раз модернизированных. Пилотируемый вариант корабля вмещает три человека, и за каждого иностранного пассажира «Роскосмос» получал более 80 млн долларов.
Гонка престижа
На смену «Союзам» Россия с 2009 года разрабатывала «Федерацию», которая затем сменила название на «Орёл». Сначала 4-местный «Орёл» планировалось нацелить на Луну, а 6-местный – на околоземную орбиту, потом проект объединили в один, а в итоге корабль оказался слишком тяжёлым: возникла проблема совместимости с ракетами. И хотя изначально первый запуск был намечен на 2015 год, по последним планам «Роскосмоса» произойдёт он не раньше 2023-го. А в пилотируемом варианте – в 2029 году.
Американцы меж тем времени даром не теряли. В гонку за пилотируемые полёты включились сразу две корпорации. И обе начали строить корабли многоразового использования в пику одноразовому «Орлу». Boeing сконструировала Starliner, получив от NASA около 5 млрд долларов. Рассчитанный на 10 циклов взлёта-посадки корабль может взять на борт до 7 человек. Однако в прошлом году в ходе испытательного беспилотного запуска Starliner не смог пристыковаться к МКС, и Boeing вернула его на Землю несолоно хлебавши. А вот разработанный SpaceX корабль Crew Dragon с тестами справился и удостоился чести этой весной возродить американскую пилотируемую космонавтику. Компания Илона Маска выиграла и экономическую гонку. Пилотируемый корабль был создан на основе уже работавшего грузовика Dragon, так что его разработка обошлась всего в 4,2 млрд долларов.
Но пока западная пресса умиляется успехам Илона Маска, а российская утирает слёзы по поводу утерянного лидерства, за кадром остаётся истинный победитель космической гонки – Китай. По количеству космических запусков КНР уже два года как вышла на первое место в мире, обойдя Россию и США. Для пилотируемых полётов китайцы используют корабли «Шэньчжоу», очень похожие на «Союзы». Они возили космонавтов на одномодульные орбитальные станции «Тяньгун-1» и «Тяньгун-2». Последняя из них была выведена из эксплуатации в прошлом году, а в этом КНР планирует начать строительство на орбите многомодульной станции. Она станет третьей в истории после советского «Мира» и МКС.
Орбитальный бизнес
Пока пилотируемая космонавтика развивается ради престижа национальных флагов и научного интереса, набирает обороты коммерческое использование космоса. Каждый год с Земли взлетает более сотни ракет, и каждая из них несёт от нескольких штук до нескольких десятков спутников (это если не считать военные, данные по которым часто засекречены).
Зарабатывают на этом частные (зачастую транснациональные) или государственные компании, операторы запусков. И если до 2016 года «Роскосмос» имел 40% рынка и был первым, то за последние годы он заметно растерял преимущество. По количеству коммерческих запусков наша госкорпорация идёт ноздря в ноздрю с частной SpaceX.
Правда, ввиду международного сотрудничества нельзя точно сказать, к флагу какой страны относится тот или иной пуск. К примеру, в статистику «Роскосмоса» иногда попадали запуски с расположенного в Южной Америке космодрома Куру. Если же ориентироваться на космодромы, то ситуация такая. В прошлом году из 102 запусков 34 произведены с территории Китая, 25 – России, 18 – США. Четвёртое место с большим отрывом занимает Индия с 6 стартами. Три космодрома-лидера (китайский Сичан, американский Канаверал и арендованный Россией у Казахстана Байконур) произвели по 13 стартов. Плесецк в этом рейтинге на седьмом месте с 8 стартами.
Проклятие Восточного
Дела земные для «Роскосмоса» выглядят не лучшим образом и приносят России большие финансовые потери. Например, несмотря на наличие двух своих космодромов, мы до сих пор арендуем у Казахстана Байконур за 115 млн долларов в год.
Построенный в советское время Плесецк ориентирован в первую очередь на выполнение военных программ. Эта стартовая площадка находится далеко от экватора, а значит, для вывода спутников на геостационарную орбиту требуется слишком много топлива. К тому же отработанные ступени ракет падают на Урале и в Сибири.
Правда, была в распоряжении РКК «Энергия» плавучая платформа для запуска ракет из экваториальной части Тихого океана. Она работала в нулевые, но потом из-за раздрая с международными партнёрами запуски пришлось прекратить. Оборудование продали частной компании S7 Group, но и она ему ума не даст.
В 2011 году началось строительство космодрома Восточный, который должен был стать главной пусковой площадкой страны. Сейчас там имеется единственный стартовый стол 1С, предназначенный для ракет семейства «Союз-2». Первый запуск с него был произведён в 2016 году, в прошлом году состоялся всего один старт, в позапрошлом – два.
Строительство космодрома Восточный стало настоящей чёрной дырой для российского бюджета, и масштабы бедствия до сих пор не понятны. Уже выявлено 17 тыс. различных нарушений, в том числе хищение бюджетных средств, затягивание сроков строительства, невыплата зарплаты. Последствия массовой коррупции разгребаются до сих пор. Возбуждено 140 уголовных дел, по которым уже осуждены 50 человек. Ущерб от преступлений оценивается в 11 млрд рублей, из которых возвращено было только 3,5 млрд рублей. Но самое главное, что спустя восемь лет космодром так и не сдан полностью в эксплуатацию.
«Роскосмос» перешёл на «Арго»
После успешных испытаний Crew Dragon в прошлом году команда Дмитрия Рогозина решила восстановить подмоченную репутацию в глазах российских телезрителей. Появились новости о том, что в России создаётся свой многоразовый корабль «Арго» и будто бы компания «Многоразовые транспортные космические системы» начала изготавливать корпус его прототипа. Правда, заказ на его производство разместили в Германии, потому что в России соответствующих технологий нет. На этом фоне утверждение, что «Арго» полетит в космос уже в 2024 году, выглядит как неумелая попытка сделать себе пиар на чужих успехах.
Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского:
– Понятно, что «Роскосмос» – это уже старая компания, не имеющая внутренних стимулов к развитию. Она живёт и будет жить в основном за счёт государства. В таком случае любая компания начинает работать только исходя из собственных интересов – минимизирует новые технологии и активно развивает старые, проверенные. У «Роскосмоса» нет потребности в развитии новых технологий и в создании новых проектов. Но проблема не в наличии денег, а в отсутствии конкурентов и внешних стимулов к развитию.
Александр Степанов
По материалам: “Наша Версия”