Дырявые карманы спортсменов не могут удержать заработанные миллиарды
В обществе прочно укоренился стереотип о том, что профессиональные спортсмены не просто богаты, а неприлично богаты. Среди футболистов и хоккеистов действительно хватает мультимиллионеров. Однако вот в чём курьёз – зарабатывая баснословные по меркам обычных россиян деньги, звёзды спорта рискуют остаться в итоге у разбитого корыта. Одни прогуливают свои миллионы, а другие теряют их, не умея правильно распорядиться полученным богатством.
Самые большие деньги крутятся, естественно, в футболе. Причиной этого часто называют тот факт, что футбол, мол, является самым популярным видом спорта. Это так. Но есть и другие факторы. Во-первых, в России действует лимит на легионеров. Потому клубы, желая получить себе сильного игрока, выкладывают за него огромные деньги. Во-вторых, у нас отсутствует законодательное ограничение на размер зарплат. Потому клубы, многие из которых спонсируются госкорпорациями и в связи с этим могут позволить себе не считать каждую копейку, щедро одаривают игроков зарплатами и бонусами. Так, официальный оклад Артёма Дзюбы («Зенит») составляет 3 млн евро в год плюс 600 тыс. евро в виде бонусов. Фёдор Смолов («Локомотив», находится в аренде в испанской «Сельте») получает порядка 2,9 млн евро. А годовой оклад Юрия Жиркова («Зенит») – 2,4 млн евро.
Беззубая прибыль
Впрочем, зарплата является далеко не единственным источником дохода для спортсменов. Отличный способ увеличить свой доход на несколько миллионов рублей или долларов – заключить спонсорский контракт. Так, Акинфеев рекламировал Сбербанк, Березуцкий – «Фольксваген», а Сычёв – «Пепси». Впрочем, маркетологи отмечают: такая реклама работает слабо, слишком уж небольшое количество россиян считают футболистов лидерами мнений. Недаром же появился анекдот: «Было у отца три сына. Двое умных, а третий – футболист».
Видимо, поэтому футболисты не являются чемпионами по размерам рекламных контрактов. Так, на протяжении последних лет первую строчку в рейтинге самых богатых отечественных спортсменов, по версии журнала Forbes, занимает теннисистка Мария Шарапова. Причём добиться этого она смогла совсем не благодаря своим спортивным достижениям. Десятки титулов, выигранные турниры «Большого шлема», звание первой ракетки мира – всё это помогло Марии заработать «всего лишь» около 40 млн долларов. Вместе с тем доходы от рекламных контрактов звезды мирового тенниса превысили 280 миллионов. Даже сейчас, после официального завершения спортивной карьеры, Шарапова продолжает зарабатывать на своём имени. Так, теннисистка активно и успешно раскручивала свой бренд Sugarpova: на сегодняшний день оборот компании, занимающейся производством и продажей элитных конфет и шоколада, превышает 20 млн долларов в год. Конечно, во многом это заслуга работающих с Шараповой американских пиарщиков, которые смогли раскрутить её в мировом масштабе. В итоге даже скандал с мельдонием, едва не уничтоживший карьеры других российских спортсменов, принёс Шараповой деньги. На свет появилась её автобиография, которая, учитывая популярность спортсменки, разлетелась как горячие пирожки.
Ещё одним мастером использования своего имиджа является Александр Овечкин. Получая около 10 млн долларов в год, Овечкин является сегодня одним из самых высокооплачиваемых игроков НХЛ, и к тому же он ежегодно зарабатывает ещё по 5-6 млн долларов на спонсорских контрактах. Добиться таких впечатляющих результатов звезде российского и мирового хоккея удалось не только благодаря феноменальным спортивным результатам, но и харизме, частью которой является его знаменитая беззубая улыбка. Казалось бы, почему не вставить зубы – уж деньги у Овечкина точно есть. Однако специалисты объясняют: щербатость Овечкина – это такой же приносящий деньги актив, как ноги Хайди Клум или попа Дженнифер Лопес. Именно своей открытой беззубой улыбке Александр обязан участием в десятках рекламных кампаний ежегодно.
Впрочем, не стоит думать, что все без исключения виды спорта обласканы вниманием спонсоров. Законы рынка диктуют свои жёсткие правила: чем популярнее тот или иной спорт в массах, чем выше его рейтинги трансляций, тем привлекательнее он для рекламодателей.
– Чтобы было понятно, о какой разнице идёт речь, скажу, например, что зарплата фигуристов, претендующих на призовые места на чемпионатах России и Европы, не превышает 100 тыс. рублей, – говорит спортивный агент и финансовый консультант Сергей Макаров. – А премия за первое место на статусном коммерческом турнире составляет около 20–25 тыс. долларов. При этом совокупный бюджет рекламных контрактов даже у звёзд первой величины в этом виде спорта редко когда превышает 1 млн долларов в год. Такие деньги в своё время, например, получали Евгений Плющенко и Татьяна Навка. А знаете, сколько получил боровшийся за звание чемпиона мира по шахматам в 2016 году российский гроссмейстер Сергей Карякин за контракт с банком «Открытие»? Всего 150 тыс. долларов.
Таким образом, заработать у спортсменов получается. Но здесь возникает другая проблема – как не профукать заработанное?
Фальстарт в бизнесе
В своём недавнем интервью изданию «Чемпионат.com» российский футболист Виталий Дьяков сумел предельно точно и лаконично раскрыть суть проблемы.
– Пока ты в обойме, ты получаешь очень хорошую зарплату, живёшь в большом доме и ездишь на лучших машинах. В итоге, сам того не замечая, привыкаешь жить на 7 млн в месяц. Это не будет большой проблемой, если ты не дурачок и не будешь просаживать все деньги, которые зарабатываешь. Важно суметь отложить, начать заниматься бизнесом, приумножить капитал и научиться жить на 300 тыс. в месяц, – заявил футболист.
Увы, приумножить капитал получается не всегда. Ведь зачастую на это нет ни времени, ни – и это тоже стоит учитывать – необходимых знаний.
– Известно немало примеров, когда спортсмены ещё во время карьеры пытались организовать бизнес, вкладывали десятки и сотни миллионов рублей в самые разнообразные проекты, но ничего хорошего из этого, как правило, не получалось. Достаточно вспомнить о том, как игравший на тот момент за санкт-петербургский «Зенит» форвард Александр Кержаков вложил в 2011 году около 300 млн рублей в многообещающий нефтяной бизнес в Воронежской области. Проект подозрительно быстро прогорел, а судебные разбирательства по следам той истории продолжались ещё несколько лет, – рассказывает Сергей Макаров.
И подобных историй немало. Так, в 2008 году в Петербурге задержали владелицу агентства «Невский проспект» Викторию Ковбу. Как стало вскоре известно, она сумела окрутить чуть ли не половину команды «Зенит». Футболисты поддались под обаяние Ковбы, обещавшей до 20% годовых прибыли за покупку инвестиционной недвижимости, и отдали ей свои деньги. В итоге Вячеслав Малафеев потерял 27 млн рублей, Павел Погребняк – 13,5 млн, а Анатолий Тимощук – 21,5 млн рублей.
Дорого обошлось решение поместить деньги под большие проценты в банк «Замоскворецкий» футболистам Евгению Алдонину, Дмитрию Хохлову, Юрию Никифорову, Дмитрию Сычёву, Андрею Каряке и Дмитрию Кириченко. Алдонин потерял в лопнувшем банке 47,3 млн рублей, а Дмитрий Сычёв – 90 млн рублей.
Не повезло в бизнесе и Андрею Аршавину. Сначала он вложился в создание компании по продаже дорогих иномарок, из которой вскоре угнали две BMW X5. Заодно выяснилось, что партнёр по бизнесу не платил по договорам. Позже Аршавин вложился в открытие ресторанов русской кухни, которые вместо прибыли принесли лишь убытки. Таким образом Аршавин потерял больше 1 млн долларов.
– Молодые спортсмены действительно очень часто тратят деньги направо и налево, покупают люксовые машины, дорогие безделушки, думая, что такая жизнь на широкую ногу будет продолжаться всегда. Но потом в один не очень прекрасный для них момент они оказываются без хорошего контракта, но зато с парком очень дорогих в обслуживании машин, – делится опытом Сергей Макаров.
Ксения Никитина
По материалам: “Наша Версия”