Выяснить, есть ли у чиновников и депутатов паспорта других стран, проще простого
Сын экс-депутата Госдумы Александра Лебедева, Евгений, стал британским пэром. Бывший российский законодатель инвестировал в иностранную экономику, и его чадо проросло на чужбине – чему удивляться? Теперь вот в Думе решили было проверить, точно ли все парламентарии имеют лишь один, родимый, российский паспорт, да только получится ли? Прав был, видать, покойный Бжезинский, ехидничавший – мол, это уже не ваша элита, а наша!
То, чем намерен заняться спикер Думы Вячеслав Володин, сродни проверке отроковицы на наличие девственности. Без гинеколога вопроса не прояснить, да только попробуй заставь её снять исподнее! Вот так же и с депутатами – нипочём не желают признаваться как на духу, взаправдашние они патриоты России или припрятан у них второй паспорт на всякий пожарный. Этой зимой после памятного президентского послания Федеральному собранию, в котором Владимир Путин поставил вопрос о национализации элиты, строго очертив рамки («Лица, занимающие должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны… не могут иметь иностранное гражданство или вид на жительство»), движение «Патриоты великого отечества» провели акцию «Спроси своего депутата». Вот так, прямо в лоб, и спросили: есть второй паспорт, помимо российского? Треть депутатов ответили, остальные – уклонились. Но лишь каждый пятый из тех, что ответили, высказался прямо и по существу: «Второго гражданства не имею». Остальные начинали юлить и уходить от прямого ответа. Поразительно, но фракционная принадлежность никак не сказалась на ответах – и в партии власти, и среди оппозиции нашлись и те, кто ответил как на духу, и те, кто не смог или не захотел. А ведь, казалось бы, вопрос – проще пареной репы.
Элла Памфилова застеснялась
Теперь Володин сулит, что правда о двойном гражданстве его подшефных раскроется к 1 сентября. Но мало ли что обещали в Думе… «У кого нам запрашивать, у ЦРУ, что ли?» – попытался отшутиться председатель комиссии по вопросам депутатской этики Отари Аршба, подозреваемый, к слову, в сокрытии гражданства Грузии. Да нет, не у ЦРУ. Есть и другие инстанции, ничуть не менее компетентные. Но об этом – чуть ниже.
А ведь с чего всё началось. Как-то во время парламентской сессии Володин, ведя заседание, отметил, что-де «коллега Парфёнов пишет в американской соцсети». Речь шла о комментариях в Facebook. «Да он сам американец!» – бросил кто-то из зала. «Сам?! – удивился спикер. – Давайте проверим. Сами знаете, чем это чревато!» Возможно, Володин так пошутил, но тут огрызнулся коммунист Парфёнов. Чего, мол, меня одного проверять, в интернете вон пишут, что двойное гражданство есть у нескольких десятков депутатов. Давайте всех скопом и проверим! И завертелось. Глава фракции «Единой России» Неверов направил Парфёнову официальный запрос, требуя пояснить, о каких депутатах идёт речь. «Мы посоветовались с товарищами, – разъясняет Парфёнов, – и решили дать этой истории дальнейший, уже официальный ход, раз уж «Единая Россия» просит».
В итоге «группа товарищей» направила в президентскую администрацию запрос, приложив к нему публикацию «Аргументов недели» от 4 мая 2019 года, где были перечислены несколько десятков предполагаемых обладателей двойного гражданства. Одновременно Володин объявил, что поручил «специальным органам» проверить 14 законодателей на двойное гражданство – вице-спикера Госдумы Игоря Лебедева, самого богатого депутата Григория Аникеева, миллиардеров Леонида Симановского и Николая Борцова, вице-спикера Госдумы Александра Жукова, депутата Отари Аршба и сенаторов Сулеймана Керимова, Андрея Клишаса, Елену Мизулину. А за компанию – губернатора Александра Усса, замглавы президентской администрации Дмитрия Козака, главу ПФР Максима Топилина, министра Дениса Мантурова и ряд других чиновников.
А дальше получилось как у той самой отроковицы с гинекологом. Точнее сказать – не получилось. Подразумевалось, что «специальный орган» – это ЦИК, куда, по идее, подаются соответствующие декларации. Но двусмысленная роль ЦИК оказалась то ли не по плечу, то ли не по вкусу. Элла Памфилова наотрез отказалась проверять депутатов, объяснив это тем, что «на момент вступления в должность ни у кого двойного гражданства не было», а что там у них могло за четыре года произойти – «это не в нашей компетенции». «У нас есть другие ведомства, надо проверить международные договоры. Но это точно не к нам». И не к нам! – тут же отбоярились в МВД и Генпрокуратуре. А к кому?
Геворг Мирзаян, доцент политологии Финансового университета при правительстве РФ:
– Если иностранные паспорта у депутатов не найдут, это будет одновременно смешно и грустно. Смешно потому, что все понимают, что они есть. А грустно оттого, что люди в который уже раз могут посчитать власть двуличной. И тогда объяснение «мы не нашли паспортов» станет ещё одним кирпичиком в стену протестных настроений, которая отделяет власть от народа.
Не пойман – не вор
А Памфилова между тем намекнула. И не так, чтобы слишком тонко: «проверить международные договоры». О чём это она? А о том, что есть три косвенных, зато верных признака наличия двойного гражданства: если у заподозренной в этом особы за границей есть банковские счета, недвижимость или дети. Покупает чиновник недвижимость за границей – его просят представить справки о доходах и банковских счетах. Иногда в таких случаях всплывают и иностранные паспорта. Правда, велик ли нам толк от того, что они всплывают не в России, а где-то за границей? Тут бабушка надвое сказала. И тому есть наглядный пример – поучительная история, которая произошла с сенатором Керимовым.
Три года назад Керимова, божившегося, что паспорт у него один-единственный, российский, задержали в аэропорту Ниццы по обвинению в неуплате налогов за виллу на Лазурном Берегу, приобретённую якобы на подставное лицо. До окончания расследования суд обязал Керимова сдать паспорт (российский или какой?) и запретил покидать пределы департамента Приморские Альпы. Залог составил впечатляющие 40 млн евро. А семь месяцев спустя с Керимова сняли все обвинения. Но в марте прошлого года прокуратура Ниццы предъявила Керимову новые – теперь ему «шили» соучастие в уклонении от уплаты налогов в связи с приобретением нескольких вилл на мысе Антиб. И вот тут-то и произошёл лихой поворот. Якобы необоснованные претензии бывшего прокурора Hиццы привели к самым что ни на есть основательным санкциям за океаном. И кто их вчинил – управление по контролю за иностранными активами минфина США! В мае дело в отношении фирмы-покупателя, в котором упоминался Керимов, французы закрыли, но осадочек, согласитесь, остался. А помощник сенатора, Алексей Красовский, тем временем настаивает: «Сообщения о якобы имеющихся у Керимова виде на жительство во Франции или гражданстве Мальты не соответствуют действительности». И хоть народная мудрость не оставляет сомнений, что дыма без огня не бывает, она же указывает: не пойман – не вор.
Размотать клубок, конечно же, можно – было бы желание. Но рыться придётся основательно. Если есть недвижимость, есть и банковские счета – за наличные на Западе крупные покупки не совершают. А есть банковские счета – есть и реквизиты. Допустим, сделки совершались на доверенных лиц, но, потянув за ниточку, можно распутать все узелки, связывающие доверенное лицо с поручителем. За океаном, по всей видимости, так и поступили – в управлении по контролю за иностранными активами минфина США. Но на российский запрос поделиться фактурой там едва ли ответят. Кстати, занятно – а почему в российском Минфине до сих пор нет департамента по контролю за иностранными активами российских граждан? Чем мы глупее или наивнее американцев? Так что права Памфилова – спрашивать нужно не с ЦИК. Теоретически – с надзорного органа, с Генпрокуратуры. Логично было бы задействовать и Счётную палату, раз уж этот орган госконтроля подотчётен непосредственно Федеральному собранию.
Руслан Бортник, политолог (Украина):
– Из Киева эта ваша проблема нам представляется неискоренимой. С каждым новым созывом Верховной рады множится число иностранцев, попадающих в нашу законодательную власть. Дошло до того, что сообщалось об американском гражданстве Давида Арахамии, куратора президентской фракции в парламенте. А в сухом остатке – законы у нас пишут как под диктовку Европы с Америкой. Я понимаю, что вы стремитесь подобного у себя избежать и ради этого устраиваете проверку. Это правильно, вот только сомнительно, что такая проверка даст результаты.
Дым без огня – столбом!
Между тем страны-благодетели, осчастливившие иностранцев паспортами за мзду, нередко и сами срывают покровы. В январе Мальта сообщила имена новых обладателей её «золотых паспортов» (инвестировал крупную сумму – получи гражданство). Но есть интрига – в перечне указываются только имена и фамилии. И когда мы там находим Александра Горбатовского, Юрия Гущина, Александра Мосионжика, Леонида Шоршера или, скажем, Сергея Камзина, может статься, что это вовсе не наши банкиры и толстосумы, а их тёзки и однофамильцы? Значится в перечне некто Юрий Находкин, но как проверить, это на самом деле член политсовета калининградского регионального отделения «Единой России» Юрий Находкин или какой-то другой человек? Или вот кипрское издание Politis сообщило, что власти Кипра лишают гражданства 9 россиян, и одного из них зовут Олег Дерипаска. Журналисты обращаются за разъяснениями к представителю «того самого» Дерипаски, близкого к власти толстосума. И представитель им сообщает: «Информация не соответствует действительности». А что, собственно, не соответствует действительности? Что миллиардера его паспорта никто не лишал? Или этого паспорта не было вовсе? Или это не тот Дерипаска, другой? Снова дым без огня, зато – столбом.
Следует, вероятно, сделать оговорку, почему проверять законодателей вздумалось именно сейчас и в пожарном порядке («срок – до 1 сентября!»), хотя президент высказался касательно национализации элиты ещё в январе. Говорят, наверху появилось опасение, что данные о вторых паспортах российских властей предержащих могут использоваться или всплывать в неприглядном контексте, в соответствии с политической целесообразностью в интересах других государств. Вот такая, к примеру, случилась однажды история. Как-то губернатор Амурской области Леонид Коротков, теперь уже бывший, не подыграл в сделке одной крупной иностранной компании. Которой, по слухам, раньше подыгрывал. А компания была непростой, со связями наверху в своей стране. И позапрошлой осенью международная неправительственная организация Transparency International опубликовала компромат – мол, у тёзок Леонида Короткова и его супруги Татьяны Опаловской обнаружились мальтийские паспорта. Губернатору таким образом отомстили? Не исключено. Тут ведь что примечательно – по ту сторону российской границы Короткова, похоже, «взяли на карандаш» ещё до отставки. И не преминули ткнуть этим карандашом даже после того, как он перестал быть значимой фигурой для шантажа. А мазнули, чего уж там, крепко. Коротков бизнесом не занимался, он всю жизнь на службе – то депутатом, то сенатором, то губернатором. А в последнее время, по его же словам, работал школьным учителем. Но если так, то откуда у него отыскались то ли 650, то ли все 900 тыс. евро на инвестиции для получения гражданства Мальты?! А теперь задайтесь непраздным вопросом, сколько ещё таких коротковых в чинах иностранцы могут шантажировать – хоть в экономических, хоть в политических интересах?
Охота на залётных ведьм
И всё вроде бы понятно и не вызывает возражений. Наличие второго гражданства и в самом деле может стать предметом шантажа, особенно если речь идёт о представителях власти, что исполнительной, что законодательной. Так что инициатива Володина мнится вполне уместной. Когда бы не одно «но». У депутатов и сенаторов есть родственники. Как быть с ними? В президентском послании об этом – ни слова. А то, что не запрещено, то разрешено, ведь так? Предположим, наличие у сенатора Валерия Пономарёва испанского паспорта не подтвердится. Но вот его дочь Зоя, сообщает пресса, управляет испанской компанией Xareni Development. Которой принадлежит огромное поместье с шикарной виллой. У неё вполне может быть испанский паспорт – ведь может? И коль так, что мешает через дочь взять сенатора на крючок? Какой тогда смысл ловить блох на Охотном Ряду и на Большой Дмитровке? Кампанейщиной начинает отдавать, не находите? На этом фоне не осталась без внимания новость о выдаче дипломатических паспортов замглавы Совбеза Дмитрию Медведеву и его супруге – особенно в контексте других новостей, об ухудшающихся отношениях с Кипром и Мальтой. Дипломатический паспорт – дело, конечно, удобное. Но на всех чиновных желающих их точно не напастись. А уж на их чад с домочадцами – и подавно.
Так или иначе, от инициативы Володина с Парфёновым остаётся странное ощущение. Хотели они явно как лучше. А получается в результате что-то несуразное. Явно не то, что задумывалось. Кое-что проясняет сам застрельщик инициативы с охотой на залётных ведьм Денис Парфёнов: «Очевидно, этот булыжник припасали персонально для Навального, у которого, несомненно, был вид на жительство во время учёбы в Йельском университете. Но теперь выясняется, что булыжники иногда рикошетят. А может, это и вовсе оказался неумело брошенный бумеранг».
Впрочем, записные сторонники власти порой выражают такое мнение – мол, даже хорошо, что у российских функционеров имеется второе гражданство. Они, таким образом, могут выступать проводниками российского влияния за границей! Логика, признаться, убийственная. Как в неприличном анекдоте: представь, говорит подчинённому начальник, что ты сунул мне нос в задницу. Мы как бы в равном положении – у тебя нос в заднице и у меня тоже нос в заднице. Но есть нюанс. Вот так и здесь.
Андрей Головин
По материалам: “Наша Версия”