Кризис, вызванный пандемией COVID-19, оценивается рядом международных экспертов и аналитиков как один из крупнейших в мировой экономике
Под угрозой банкротства в ряде стран оказалось до половины действующих компаний, а в России – на грани жизни и смерти сейчас балансирует каждое третье предприятие. Впрочем, эксперты ждут дальнейшего усугубления ситуации – по их мнению, настоящий кризис наступит в России осенью. Бизнес-аналитик и эксперт в области делового администрирования Бинямин Биняминов рассказал о том, какие принципы антикризисного корпоративного управления могут помочь российским компаниям остаться на плаву и даже улучшить свои позиции в это непростое для всех время.
Основная проблема состоит в том, что кризис, возникший из-за пандемии, невозможно было спрогнозировать, а значит и избежать его. Более того, эпидемия продолжает набирать обороты и принимаемые властями меры (налоговые льготы, кредиты, отсрочки по платежам) лишь отодвигают банкротство для многих компаний, поскольку заемные средства в большинстве случаев придется возвращать. На фоне этого, именно в 2020-2021 году ожидается крупнейшая волна банкротств со времен мирового экономического кризиса 2009 года. Так, европейские аналитики говорят о том, что в Германии число банкротств вырастет на 12% по сравнению с 2019 годом (это самый оптимистичный прогноз среди стран Европы). Во Франции ожидается прирост числа банкротств на 21%, в Испании – на 22%. Наиболее мощная волна банкротств прокатится по Нидерландам (на 36%), Великобритании (на 37%) и Италии (на 37%).
По данным Центра стратегических разработок (ЦСР) в России за лето ситуация только усугубилась: если в начале апреля под угрозой банкротств было около 37% компаний, занятых в торговле и оказании услуг, то сейчас их уже 40%. Увеличилось число проблемных предприятий в логистике, энергетике и в строительном секторе. Но давайте вспомним расхожую фразу о том, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и поговорим о том, что может сделать бизнес чтобы преодолеть кризис? Как минимум, изменить принципы корпоративного управления.
Конечно, сейчас важно сокращать издержки, повышать производительность труда, работать с мотивацией персонала. Но еще нужнее – уделять пристальное внимание прогнозированию. Россия во многом повторяет путь западных стран и нам есть на что ориентироваться. Причем, стоит отметить, что ни один аналитик со стопроцентной гарантией не скажет, наберет ли пандемия обороты или же продолжит отступать, поэтому компаниям нужно иметь план действий для каждого варианта развития событий. Если власти снова введут карантин – как будет выживать ваша компания? Сейчас есть время подумать об этом и подготовиться к негативному сценарию.
Помните, что внутренние резервы роста небольшой компании всегда больше, чем кризисные изменения на рынке, а это значит – что шанс выжить есть у каждого предприятия и то, воспользуетесь ли вы им или нет, зависит только от вас. Представьте себе, что вы отправились в поход и у вас ограничены ресурсы в плане еды и воды, а значит, чтобы выжить, вам нужно быть максимально экономным. Такая же ситуация и в бизнесе: мы не понимаем, когда закончится пандемия и кризис, поэтому, важно быть экономным.
Но сокращать расходы нужно с умом, все тщательно взвесив и просчитав: так, например, очень ответственно нужно подходить к сокращению персонала. Самая распространенная проблема бизнеса: сокращение кадров там, где этого не требуется (когда из-за ухода даже одного-двух сотрудников разрушается слаженная командная работа). Результат: сокращение эффективности работы, а то и вовсе невозможность решать поставленные перед отделом задачи. Поэтому, прежде чем сокращать персонал, взвесьте все за и против и рассмотрите альтернативные решения. Например, сокращение нескольким людям количества смен или рабочих часов и сокращение зарплаты с сохранением рабочего места. Этот вариант, как правило, нравится и самим работникам, поскольку дает им больше свободного времени и возможностей быть с семьей при сохранении большей части дохода.
Рассмотрите возможность перевода некоторых сотрудников на удаленную работу – даже если вы не снизите им зарплату, вы получите возможность оптимизировать арендные платежи и расходы на содержание офиса.
Не забывайте о мотивации персонала – команда лояльных и заинтересованных в общем успехе сотрудников поможет достичь больших результатов и быстрее выбраться из кризиса. Во время карантина многие топ менеджеры, например, отказались от премий, чтобы поддержать свою компанию. Они понимают, что быстрое восстановление компании принесет им большие доходы в будущем – это пример правильной мотивации персонала.
И главное – не сдавайтесь. Оглянитесь по сторонам и подумайте, возможно, вы что-то упускаете из виду, ведь кризис – это традиционное время возможностей и многие компании в период пандемии перепрофилируются, открывают новые направления и предлагают пользователям услуги и товары, которые им необходимы. Возможно, и для вашей компании есть новые направления, которые можно развивать.