«Запрет на общение, отмена продленки, плавающие уроки»
Все меньше времени остается до начала нового учебного года, но уже сейчас ясно, что привычные школьные будни станут совершенно иными в свете пандемии. Правда, до сих пор и у учеников, и у учителей нет четкого понимания, как будет организован учебный процесс в сентябре: в какое время будут начинаться уроки, смогут ли заработать школьные кружки, останется ли возможность оставить младшеклассника на продленке — на все эти вопросы пока нет ответа от властей. Тем временем учебные заведения уже начали активную подготовку к началу самого непростого учебного года. Директор одной из столичных школ согласился рассказать нам о грядущих нововведениях и главных проблемах учебных заведений.
В этом году в школу должны пойти 17 миллионов российских детей, в том числе 1,9 млн первоклассников. Ожидается, что точная и окончательная информация о том, как будет организован процесс обучения в каждом конкретном регионе РФ, будет озвучена чиновниками к 20 августа. Однако уже сейчас у руководителей учебных заведений есть примерное представление, что ждет всех участников образовательного процесса в ближайшем будущем. Об этом на условиях анонимности мы поговорили с директором московской школы.
— Смогут ли школы выполнить требования Роспотребнадзора? Родители боятся, что к концу сентября всех опять переведут на дистанционку.
— Конечно, точный ответ на этот вопрос даст время, мы можем только надеяться. В списке Роспотребнадзора много пунктов, часть из них вполне выполнимы, были бы деньги, другие — весьма сомнительны. Допустим, к требованию измерять всем школьникам температуру на входе мы привыкли еще в марте. Правда, теперь рекомендуют запускать детей через все школьные входы, чтобы уменьшить столпотворение. Но систему проходов тоже никто не отменял, значит, на каждом входе нужно поставить турникеты и посадить охранника, вопрос, где взять на это деньги.
С аппаратами для обеззараживания воздуха проблем нет, в большинстве школ уже закуплены передвижные рециркуляторы, которые можно перемещать между классами. Указаний вешать в каждый класс отдельный прибор пока не поступало. Также мы обязаны проводить регулярную дезинфекцию всех помещений и поверхностей: парт, стульев, выключателей, кулеров с водой. В каждом классе процедура должна осуществляться утром перед занятиями и после окончания уроков. Технически все это делается, естественно, без проблем, но опять же требует от школы дополнительных затрат на зарплаты клининговому персоналу и покупку дезинфицирующих средств. В большинстве регионов власти не планируют увеличивать финансирование школ, просто говорят директору: «крутись как хочешь». Вот это серьезная проблема. Ведь на все требуются деньги, в том числе на покупку тех же санитайзеров для рук, которые дети, в том числе из баловства, наверняка будут расходовать в больших количествах. Про обязательное ношение масок и перчаток для учителей окончательного решения пока нет. Но если будет, это тоже забота школы. Точно носить их придется вспомогательному персоналу, в том числе работникам столовой и уборщицам. Для школьников ношение средств защиты, очевидно, станет добровольным.
— А как быть с ограничением количества учащихся в классе и разным временем начала уроков?
— Вот тут начинается самое сложное. Понятно, что проводить занятия для каждого класса в закрепленном за ним кабинете мы сможем. Физкультуру, пока будет позволять погода, организуем на улице. Но вот как выполнить требование социального дистанцирования детей в школах — пока не представляю. Минпросвещения настаивало, чтобы в каждом кабинете находилось не больше 13 учащихся. А что делать, если их в классе 28–35? Если делить каждый класс на подгруппы, помещений в школе просто не хватит, да и штат педагогов нужно увеличить в 2 раза. Мы надеемся, что это требование в конце концов снимут. К тому же в той же столовой, согласно правилам, дети должны соблюдать дистанцию в 1,5 метра только с другими классами, с одноклассниками они могут сидеть за столом рядом. Какой тогда смысл рассаживать школьников в кабинете на расстоянии, если во время завтрака они все равно близко контактируют друг с другом? Да и на переменах ограничить внутриклассное общение невозможно, это же дети.
Помимо этого есть требование начинать уроки у классов в разное время, чтобы дети не пересекались на входе и выходе в школу, на переменах и в столовой. Например, у 8«А» урок начинается в 8.30, а перемена в 9.15, у 9«Б» урок в 8.45, перемена — в 9.30 и так далее. Но опять же на практике пока никто не пробовал даже расписание составить по такой схеме, чтобы еще и учителя-предметники успевали бегать из класса в класс. Думаю, если потоки детей все-таки решат разводить именно таким образом, индивидуальное время уроков будет устанавливаться в рамках одной или нескольких параллелей. В любом случае, каждое учебное заведение должно ввести запрет на контакт детей из разных классов и отслеживать его исполнение с помощью камер и дежурных учителей. Сделать это очень непросто, во многих школах дети дружат с ребятами из других классов. Да и как объяснить ученикам, почему на улице они могут спокойно общаться, а в школе нет?
— Что будет с кружками и группами продленного дня в контексте новых правил?
— С кружками в нашей школе вопрос пока полностью повис в воздухе. Если они и начнутся, то точно не раньше конца сентября. Для начала мы должны разобраться с основной учебой, а потом в зависимости от расписания решать, что делать с дополнительным образованием. Полагаю, что все кружки, специфика которых позволяет, начнут учебный год в дистанте. С группой продленного дня опять же вопрос болезненный. По новым правилам мы не можем собирать в одну группу детей из разных классов, как делали раньше. А организовать отдельную продленку для каждого класса невозможно, просто нет столько воспитателей. Да и если детей у каждого воспитателя будет мало, родительскую плату за присмотр, по идее, нужно повышать, или эти расходы опять лягут на школу.
В любом случае на данный момент окончательных указаний еще нет, даже по поводу праздничной линейки нет ясности. До 1 сентября, как у нас обычно бывает, все может десять раз поменяться в ту или иную сторону. Полагаю, непрерывная смена правил игры ждет нас и в сентябре. Новые порядки неминуемо будут устанавливаться в зависимости от эпидемиологической обстановки в стране и в самих учебных заведениях. В любом случае сейчас главное вернуть детей и учителей в школу.
Пока ясно одно — школам предложили самостоятельно пройти этот подчас трудновыполнимый антивирусный квест: каждый как сможет.
Между тем
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что 1 сентября этого года в столичных школах линеек и массовых мероприятий не будет.
Светлана Цикулина
По материалам: “Московский комсомолец”