Правительство готовится занимать у бизнеса и населения
Россия собирается пойти на рекордное увеличение государственного долга, чтобы было на что покрывать дефицит бюджета. В проекте федеральной казны заложено увеличение госдолга до 21,3% ВВП к 2023 году. Только в этом году правительство планирует привлечь с помощью облигаций федерального займа (ОФЗ) около 3 трлн рублей. В такие долги Россия не влезала давно. При этом Фонд национального благосостояния остается практически не тронутым — из 13 трлн резервов на покрытие дефицита бюджета в этом пойдет всего 300 млрд рублей.
Последние 10 лет правительство старалось сокращать отношение госдолга к ВВП. В докризисном 2019-м удалось перевести чистый государственный долг в отрицательную зону. Это значит, что у государства хватало резервов и денег на счетах, чтобы закрыть все долговые обязательство разом и даже остаться в плюсе. Отсюда и все разговоры о том, что у России низкий госдолг. В 2019 году он составлял 12,3% ВВП (13,6 трлн рублей).
Однако коронакризис и падение цен на нефть в 2020-м испортили благостную картину. По оценке Минфина уровень госдолга по итогам года вырастет до 19% ВВП (20,3 трлн рублей). Дальше — хуже. В следующем году долгов накопится на 23,5 трлн рублей, в 2022-м будет уже 25,8 трлн, а закончится трехлетка с суммой госдолга в 28,3 трлн рублей.
Госдолг состоит из внутреннего и внешнего долгов. У России преобладают внутренние заимствования. Внешний госдолг в эту трехлетку будет держаться на уровне 5,1 — 5,3 трлн рублей, то есть составит пятую часть в общем объеме. У кого занимает Минфин на внутреннем рынке? У банков, компаний, населения — с помощью выпуска ОФЗ. Правительство выпускает ценные бумаги, инвесторы их покупают и получают доход. На внешнем рынке у РФ остаются долги перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами. До кризиса занимали на финансирование национальных проектов, в кризис занимаем на спасение экономики и бюджета.
В теории долговая нагрузка страны на уровне до 20% ВВП считается безопасной. Это подтверждал и министр финансов Антон Силуанов, говоря «переходить за него было бы нецелесообразно». Однако сейчас Россия собирается перейти за «безопасный» порог, пусть и не намного.
«В последнем десятилетии Россия изменила модель управления государственным долгом. Прежде всего геополитические факторы заставили правительство при формировании источников финансирования в большей мере опираться на внутренние ресурсы. Сегодня по сравнению с 2014 -2015 годами внешний долг РФ примерно на 5% ниже, а вот внутренний вырос с того времени почти вдвое. Впрочем, размеры и внутреннего долга, и внешнего долга вполне укладываются в нормативы Международного валютного фонда», – поясняет доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Плеханова Елена Воронкова.
Словом, потенциал для заимствовавний может, и есть, но ведь надо еще найти кредиторов. Два неданвих аукциона Минфина по размещению ОФЗ провалились из-за отсутствия спроса. Есть и внутренние ограничения. Например, напрамую у Центробанка Минфин кредитоваться не может, а иностранных инвесторов отпугивает геополитическая обстановка. «В прошлом году нерезиденты-покупатели ОФЗ обеспечили три четверти суммы, которую бюджет привлек на рынке госбумаг. Однако в 2020 году их интерес упал почти до нуля. В апреле, на фоне обвала нефти и рубля, иностранные инвесторы и вовсе избавлялись от российских госбумаг. Сейчас же очевидно, что кейс Навального и ситуация в Беларуси удерживают нерезидентов от покупки российского долга. А может быть и снижение ключевой ставки ЦБ оказалось ошибочным», – полагает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. Эксперт указывает еще на одну деталь: Минфину приходится конкурировать с частными компаниями за деньги инвесторов. На экономике это может отразиться не очень хорошо. Частный сектор, лишаясь инвестиций, остается без перспектив роста.
Разуваев считает, что правительству не обойтись без использования резервов. «Плюс к этому возможны дополнительные выпуски суверенных долговых обязательств, ориентированных на физических лиц», – добавил он.
О целесообразности использовании резервов рассуждает и Елена Воронкова. «Риски вложений в государственные финансовые инструменты, также как и риски роста госдолга зависят от того, насколько эффективно будут использованы привлеченные ресурсы.
Вместе с тем, для осуществления международных расчетов и обеспечения государственной валютной политики страна должна иметь в качестве обеспечения достаточные международные резервы. По величине международных резервов Россия среди мировых лидеров. И сейчас, судя по всему, назрела необходимость более эффективного распоряжения ими», – заключила эксперт.
Инна Деготькова
По материалам: “Московский комсомолец”