Москву ждут аномально холодные зимы и лето как в Нью-Йорке

Известный физик дал свой метеопрогноз на будущее российской столицы

Через 50 лет климат в Москве будет таким же жарким, как сейчас в Нью-Йорке, считает замдиректора Института физики атмосферы, член-корреспондент РАН Владимир Семенов. А в ближайшей перспективе он сулит нам аномально холодные зимы.

Но при этом ученые не исключают и рост числа аномально холодных зим в нашей любимой столице, они уже не раз удивляли нас, начиная с 2003 года. Всему виной конечно же глобальное потепление. Как, казалось бы, совсем противоположные явления — жара и похолодания могут быть взаимосвязаны, «МК» рассказал заместитель директора Института физики атмосферы РАН, член-корреспондент РАН Владимир Семенов.

Мы встретились с ученым в Южно-Сахалинске, куда он приезжал в качестве участника выездной сессии Российской академии наук, а также читал лекцию о климате ученикам местной гимназии №1.

– С конца XIX века, за последние 120 лет, температура на планете выросла на 1,3 градуса. Россия же обогнала всех, наш климат потеплел уже на 2 градуса, и это очень много, – говорит Владимир Семенов.

Причин для этого, как известно, несколько. Это и снега, таяние которых обнажают землю. Черная поверхность поглощает больше радиации. Это и большая территория страны, где межгодовые флуктуации (отклонения от средней величины) могут составлять два градуса и больше.

Основной причиной потепления климата, по словам Семенова, принято считать антропогенное воздействие, то есть человеческий фактор.

– Но в России с 90-х годов прошлого века промышленные предприятия, как известно, работают менее активно, почему тогда наша страна так разогревается?

– Парниковые газы – не важно, где они выбрасываются – через полгода-год равномерно распределяются по всему земному шару и их концентрация уже не зависит от места эмиссии (выброса).

– Каковы же доли антропогенного и естественного воздействия на потепление?

– Сейчас по подсчетам специалистов, она составляет примерно 50 процентов. Безусловно, есть и естественные факторы, к примеру, повышение или понижение температуры океана, извержения вулканов, но они, скорей всего, уже не переломят общего тренда на повышение. Мы вышли за пределы среднего состояния.

– Интересно, насколько разогрет сейчас океан?

– Цикл атлантических колебаний говорит нам о том, что мы уже должны были подойти к периоду некоторого снижения температуры в океане (ее максимум наблюдался еще в 2010 году). Пробыв на таком максимальном «плато» 10-15 лет, температура должна была начать тенденцию к снижению, но она почему-то не наступает.

Известный физик дал свой метеопрогноз на будущее российской столицы
ФОТО: PIXABAY.COM

Вполне возможно, что период максимума затянется на более длительный срок, то есть на теплой вершине мы пробудем не 10-15 лет, а все 30. Но даже если океан и снизит температуру (обычно это изменение составляет около 0,5 градуса), это замедлит общее потепление лишь процентов на 30, не больше.

– Человек может остановить потепление?

– Нет. Мы пока не можем полностью отказаться от углеводородов. Процесс уже не остановить. Но можно его притормозить, снизив выбросы СО2, используя энергосберегающие лампочки, утепляя дома, чтобы меньше топить, используя альтернативную энергетику солнца, воды и ветра… Но и в этом случае даже при самом оптимистичном раскладе заметных изменений на Земле не наступит еще в течение 20 лет. Климат очень инерционен.

– Есть исследователи, которые отрицают большое влияние человека на потепление. Они приводят примеры, что задолго до промышленного переворота и активного использования углеводородов в мире были гораздо более жаркие времена.

– Есть разные временные масштабы. Да, были периоды, когда на Земле было жарче, чем сейчас. Но тот подъем достигался за тысячи лет. Сейчас мы констатируем факт — никогда в истории на Земле не теплело на 1 градус всего лишь за 100 лет. Это происходит в двадцать раз быстрее, чем за последние тысячи лет. Если так пойдет дальше, в Москве скоро будет, как в Нью-Йорке, а в Нью-Йорке – как в Мемфисе или в штате Флорида. Но люди и сейчас там живут. Главное, чтобы мы успели адаптироваться.

– И когда в Москве будет, как в Нью-Йорке?

– Лет через 50.

– А если через 30 лет Атлантика все же немного остынет?

– Как я уже говорил, это может лишь ненамного замедлить темпы потепления. К примеру, в Москве за эти 50 лет среднегодовая температура повысится не на 4 градуса, а на 2,5.

– На фоне глобального потепления в Москве стали чаще наблюдаться аномально холодные зимы. Как вы это объясняете?

– Мы действительно заметили это. Первая такая зима была в 2003 году, потом мы зафиксировали аномалию в 2005, затем в 2008, 2012-м. То есть они повторяются примерно раз в три года с начала XXI века.

Не так давно мы в Институте физики атмосферы РАН поняли, из-за чего это происходит. Всему причиной – уменьшение льда и нагрев атмосферы над Баренцевым морем. Этот нагрев обычно во второй половине зимы приводит к образованию антициклона на южной границе Баренцева моря (его еще называют Уральским антициклоном). Воздух в нем крутится по часовой стрелке, засасывая из Арктики холодные воздушные массы. А когда к нам подходит тепло с Атлантики, которое обычно отвечает за комфортную, влажную зиму, антициклон не дает ему прохода. Тогда теплые воздушные массы разделяются, огибают антициклон и дуют мимо, не попадая на европейскую территорию России.

– В этом году такой аномалии не ожидается?

– По всем предварительным прогнозам – нет.

Наталья Веденеева

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Разъяснен порядок школьных каникул в Москве

Далее

Отвечавший за бренд «Сбер» вице-президент уйдет из Сбербанка

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru