Считать безработных – дело неприятное. Но когда государство пытается делать вид, что безработица не такая уж серьезная проблема, чтобы уделять ей слишком много внимания, – это вовсе стыд и срам.
По итогам года на 1 января число безработных в стране составило 6,6 процента экономически активного населения. Многие чиновники предпочитают считать именно в процентах – на первый взгляд, цифирки получаются маленькие и совсем не страшные. И не так действуют на нервное население, которое и без того кроет власти последними словами. Потому что, если считать не в процентах, а в абсолютных цифрах, количество безработных вырастет на миллионы, а это производит неслабое впечатление.
Впрочем, с несложными математическими действиями при желании справиться может любой. Экономически активным населением считаются граждане в возрасте от 15 до 72 лет. По итогам 2011 года, таких у нас было более 75 миллионов человек. В среднем за год безработица составила больше 5 000 000 человек. Плюс к этому чуть не половина трудящихся, судя по опросу «Левада-центра», боится потерять ее. Что порождает состояние всеобщей нервозности и неуверенности в завтрашнем дне – со всеми вытекающими из этого печальными последствиями и для семьи, и для общества, и для государства…
Вот власти и стараются изо всех сил преуменьшить этот показатель. Хитростей для этого придумано множество. С одной из них мы уже познакомились: стараться не называть количество безработных в абсолютных цифрах.
Еще можно считать по разным методикам. И тогда результаты будут отличаться так, словно речь идет о разных странах, а не об одной и той же. Например, если пользоваться методологией Международной организации труда (МОТ), то на январь нынешнего года в стране насчитывалось 4,9 миллиона безработных. А по официальным данным Росстата, их у нас значилось только 1,298 миллиона человек. Как говорится, почувствуйте разницу.
Хитрость в том, что МОТ считает всех безработных, а наши чиновники – только официально зарегистрированных.
При этом никто и нигде прямо не говорит о самом, может быть, серьезном факторе – о стремлении местных властей не делать больно Кремлю и себе, разумеется. Хочется выглядеть в своих отчетах красиво! Потому-то считающийся равноудаленным от региональных баронов Росстат и заявляет: число зарегистрированных безработных – это, на самом деле, лишь четвертая часть от их общего числа. В данном случае и получаются как раз те самые примерно 5 миллионов россиян.
Жизнь их горька, а точнее сказать, никакой жизни у них просто нет – так, борьба за существование. Спасибо еще теневой экономике, в которой востребовано, по оценкам некоторых аналитиков, от 10 до 15 миллионов работников. С одной стороны, она гробит страну, а с другой, — спасает государство от мощного социального взрыва, давая отчаявшимся безработным, пенсионерам и прочим бедным возможность хоть что-то подзаработать.
Впрочем, и жизнь зарегистрированных безработных полна тревог и страхов. Не видеть этого могут только чиновники, которые смотрят на жизнь сограждан из окна персональной иномарки. Потому что те крохи, которые кидает им власть, язык не поворачивается назвать пособием, то есть помощью в трудный период жизни человека. Причем следует оговорить еще одну «тонкость» национальной политики: не все, даже имеющие официальный статус безработные, получают эту самую «помощь»! Из 1,2 миллиона ее получает сейчас только миллион безработных.
Ну, и самое главное – размер пособия по безработице в нашей стране таков, что не позволяет человеку даже просто поддерживать свое физическое существование, то есть спастись от голодной смерти. Всякие политические и профсоюзные функционеры называют его «крайне низким», а он – вообще никакой!
Судите сами: правительство во главе с Владимиром Путиным установило минимальный размер месячного пособия для безработных 850 рублей или примерно 30 долларов. Даже если тратить их только на еду, получается, что в день можно потратить менее 30 рублей. Ну, и какую еду можно купить на эти «деньги»? А если этому несчастному повезло при советской власти получить бесплатно квартиру, то в новой капиталистической России он и ее потеряет. Ведь даже всего этого пособия целиком не хватит, чтобы оплачивать услуги ЖКХ. Мир жалеет население черной Африки – как оно там, бедненькое, выживает на 2 доллара в день… А на один доллар не хотите ли попробовать?
Да, кому-то свезло больше, кто-то получает и максимальное пособие, которое наше доброе правительство установило в размере 4900 рублей или чуть более 150 долларов. Но сколько таких среди миллиона наших соотечественников, статистика предпочитает не упоминать. Не говоря уже о том, что даже на такие деньги все равно тяжко выживать человеку – это намного меньше даже официально установленного тем же правительством прожиточного минимума.
Кстати, для сравнения: в старой Европе пособие по безработице – от 700 до 2 тысяч долларов в месяц. Впавшая в нищету Греция, которую захлестывают народные волнения, вынуждена была сократить пособие по безработице до 360 евро в месяц. А у нас в 2009 году – на пике экономического кризиса, когда еще боялись нарастания напряженности в обществе и бросили дополнительные средства на борьбу с безработицей – занятость одного безработного обошлась бюджету в 600 долларов… в год. А уж сколько россиян только мечтают о такой зарплате, как пособие у греков.
И при этом Греция считается бедной, а Россия – богатой. Как сие умом понять?
… Безработные в России даже самой необходимой помощи от государства фактически не получают. Подают им для «галочки» и отчета. По сути, люди брошены на произвол судьбы. Выплывут – хорошо, утонут – это их проблемы, с ним и утонувшие. А ведь никто из нас от этой напасти не застрахован.
Ольга КИТОВА|
обозреватель «НВ»