Последствия непредсказуемы…

Опасная игра на поле конфессиональных и национальных сюжетов может создать реальную угрозу нашему общему будущему

 

Майские праздники, дополненные инаугурацией нового старого президента, слегка притушили, но отнюдь не закрыли всплывшую накануне горячую тему: использование религиозной символики и связанных с ними ассоциаций в политических дискуссиях.

Репортажи о посещении лидерами государства и прочих начальников монастырей и соборов в дни престольных праздников уже стали частью протокола, встречи с предстоятелем РПЦ и лидерами других конфессий – рутиной. Но нынешняя зима-весна оказались в этом смысле поистине беспрецедентными. Вспомнить хотя бы парализовавшее на несколько дней движение в центре Москвы поклонение поясу Богородицы в Храме Христа Спасителя, умело организованное и грамотно пропиаренное как раз в пред-дверии парламентских выборов. Люди сутками мерзли в очереди, чтобы помолиться не только за себя, но и за здоровье близких, а заодно – и за патриарха и единственно верный курс власти, организовавшей прибытие святыни из Афона. И мало кто из паломников внимал в те дни сообщениям СМИ о том, что в шаговой доступности от пафосной толкучки, в старой московской церкви вот уже больше стал лет хранится наш собственный фрагмент того самого пояса Богородицы, подаренный благодарными афонскими монахами России после освобождения Шипки. Никакой очереди там, естественно, не наблюдалось.

Не думаю, что в последние годы истинно глубоко и чисто верующих в стране стало намного больше, чем в дни моей юности, когда религия была, прямо скажем, не в моде. Хорошо помню, как комсомольские активисты тогда отслеживали посещающих храмы или синагоги сокурсников – многие из тех «контролеров» сегодня стоят в первых рядах и целуются с духовными отцами под вспышки фотокамер.

Вообще-то трудно представить истинно верующего человека, неважно, какой конфессии, брызжущего слюной от ярости в ожидания крови ближнего, пусть самого страшного преступника. Об этом в блогах довольно много писали православные и не православные современники, комментируя невиданную со времен, наверное, борьбы с космополитами или диссидентами кампанию, развернувшуюся вокруг малоизвестной феминистской панк-группы Pussy Riot, выступившей в Храме Христа Спасителя со скандальной молитвой. И никто уже не сомневается в том, что немедленный арест и чрезмерно жестокое наказание – результат упоминания в этой молитве двух конкретных (и широко известных) имен.

Действительно, месседж был прост и понятен каждому. Но результат оказался неожиданным: параллельно массовым акциям возмущения действиями «кощунниц» и требованиям расправы над ними, росло возмущение действиями властей и церкви, и ответные акции протеста.

Все чаще верующие – а за ними даже и некоторые деятели церкви – задавали в сети и в печатных СМИ нелицеприятные вопросы, демонстрируя отсутствие единства в собственных рядах. Кстати, мнения деятелей РПЦ относительно судьбы панк-группы также разделились, далеко не все были согласны с жесткой оценкой патриарха… Противостоять этой «информационной атаке» Russy Riot и их сторонников, да и просто козням дьявола против РПЦ, призван был амбициозный молебен в защиту веры и поруганных святынь все в том же Храме Христа Спасителя. 65 тысяч верующих, привезенных со всей России, охраняли полторы тысячи омоновцев. В интерью руководители и участники акции, не стесняясь в выражениях, проклинали как отдельно взятых панк-артисток, так и всех людей, осмелившихся хулить церковь и власть.

«Православие – основа национальной идентичности России» – эта формула была транслирована на весь мир. То, что с «молитвенным стоянием» в Москве и пропагандой «православия-самодержавия», мягко говоря, переборщили, стало ясно на следующий же день. В блогах писали о том, что враги веры – не артисты и атеисты, а сами церковники, стремящиеся занять пустующее пока официальное место идеологического отдела ЦК КПСС. Православные публицисты открыто осуждают разжигание вражды в стране. Но процесс уже пошел. Если помните, в интервью телекомпании «РЕН ТВ» московский адвокат чеченского происхождения Дагир Хасавов заявил о необходимости введения шариатского суда для мусульман в столице – в противном случае, «они зальют город кровью». Интернет взорвался, традиционные СМИ немедленно разместили комментарии духовного лидера мусульман России и пресс-секретаря лидера Чечни Ахмада Кадырова, назвавших заявление провокацией. Прокуратура вынесла телеканалу предупреждение за разжигание экстремизма. При этом председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин (известный поборник введения дресс-кода и прочих средневековых практик) выступил в поддержку Хасавова, за что немедленно сам был окрещен в сети экстремистом.

Не будет преувеличением сказать, что попытка сплотить общество вокруг традиционной модели тоталитарно-теократической окраски не удалась. Скорее она обнажила растущую поляризацию населения, а также беспомощность идеологов власти сформулировать реально привлекательную для всех концепцию. Не хочется думать о том, что опасная игра на поле конфессиональных и национальных сюжетов может создать реальную угрозу нашему общему будущему.

Тем временем Хасавов спешно покинул страну. А участницы Pussy Riot Мария Алехина, Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова продолжают пребывать в заточении, из которого их освободят в лучшем случае в конце июня…

 

Надежда АЖГИХИНА|

секретарь СЖ РФ|

член гендерного Совета МОЖ_

Ранее

Дантесы на марше

Далее

Нашего полку прибыло!

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru