Переход на четырехдневную рабочую неделю сократит доходы населения
Идея введения в России четырехдневной рабочей недели теряет актуальность и поддержку среди населения. Сегодня ее отвергают 60% граждан, тогда как в прошлом, докоронавирусном году – 51%. Даже непосвященным людям ясно, что такой график обернется для них проблемами, а не выгодой. Прежде всего, речь идет о риске серьезно потерять в заработной плате. Что касается работодателей, то им четырехдневка также создаст массу неудобств, связанных с необходимостью перекраивать производственный процесс и как-то компенсировать издержки.
Меньше всего сторонников у этого начинания — среди респондентов с зарплатой от 80 тыс рублей (34%), показал общенациональный опрос, проведенный порталом Superjob. Выяснилось также, что желание иметь лишний выходной уменьшается с возрастом. За сокращенную рабочую неделю выступают 44% из людей моложе 24 лет, а среди опрошенных старше 35 лет – 37%.
Разуверились россияне и в своих способностях выполнять за четыре дня тот же объем работы, что и за пять: за год доля готовых увеличить интенсивность своей трудовой деятельности упала с 76% до 65%. Кроме того, согласно результатам исследования, сегодня в стране такой режим действует лишь в 2% компаний, еще 4% работодателей считает возможным его введение.
Обсудить переход на четырехдневку предложил летом прошлого года Дмитрий Медведев, который тогда возглавлял кабинет правительства. Сначала он сделал акцент на том, что такой процесс должен происходить без сокращения зарплаты, но позднее пояснил, что все будет зависеть от ситуации в экономике и на конкретных видах производства. В конечном итоге экс-глава правительства предложил трансформировать инициативу, адресованную Минтруду, в вариант неполного рабочего дня для матерей с маленькими детьми. Аналитики, в свою очередь, сошлись во мнении, что в условиях слабого роста ВВП переход на новый график на практике неосуществим. В Минтруде предупредили, что предлагаемый маневр приведет к росту издержек предприятий на рабочую силу и увеличению себестоимости продукции.
По словам экспертов, в нынешних реалиях политика снижения трудодней вредна и контрпродуктивна, поскольку пандемия коронавируса снизила деловую активность отечественного бизнеса. Экономика должна расти, а люди — работать, рассуждает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. По его словам, если бы россиянам, напротив, предложили увеличить зарплаты за счет шестого рабочего дня, многие бы охотно согласились трудиться и по субботам. Гипотетический переход на четырехдневку сократит зарплаты населения на 20%. Многие занятые в ресторанном бизнесе, в индустрии туризма и развлечений сидят на «серой» зарплате, все они неизбежно испытают давление работодателей.
В советский период в нашей стране существовала шестидневка, а в царской России вообще не было выходных, напоминает Разуваев. На его взгляд, цифровые технологии и повышение производительности труда позволят перейти на подобный режим, но в очень далекой перспективе — не ранее, чем через 50 лет. При этом далеко не все отрасли смогут функционировать четыре дня в неделю: нефть и газ добываются круглосуточно, а медицинские и другие услуги нужно оказывать 24 часа в сутки.
Согласно исследованиям психологов, человек в течение дня способен работать не более четырех-пяти, максимум шести часов. Четырехдневка в своем базовом варианте предполагает более длинный, десятичасовой рабочий день. Это значит, что немалая его часть будет уходить на перекуры, разговоры, сидение в буфете за чашкой кофе, и прочее неэффективное расходование времени, говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, оптимизировать производственный процесс можно иначе – путем введения пятидневной, но при этом урезанной рабочей недели: скажем, шесть часов в день вместо восьми. Это оставит людям пространство для личных дел и, вместе с тем, не нанесет ущерб производительности. Бизнес изначально выступал против идеи четырехдневки, поскольку она связана с дополнительными расходами, в частности, с необходимостью нанимать новых сотрудников. Кроме того, отмечает Зубец, есть и такой момент, как невозможность перевода на четырехдневку огромного числа секторов, не привязанных к календарному времени и имеющих свои особенности – транспорта, магазинов, сервисов по обслуживанию техники, и так далее.
Георгий Степанов
По материалам: “Московский комсомолец”