У России новый министр внутренних дел
Только что прочитал в газете умопомрачительную историю. О том, как в Рязань из Москвы прислали на укрепление полковника и сделали его начальником областной ГИБДД. И тот немедленно обложил ВСЕХ своих подчиненных еженедельной данью, причем, если кто не справлялся, выплачивал фиксированную сумму из зарплаты. А так – было строго определено, что, например, въезд в город обыкновенной фуры стоит десять тысяч рублей, а бензовоза – целых пятьдесят. Мне эти тарифы кажутся несколько завышенными, но за что купил, за то и продаю, – в газете привели именно эти цифры, а я газетам верю. Ну и план по штрафам был установлен, чтоб люди не расслаблялись. И руководил процессом лично начальник службы собственной безопасности. Лично, значит, собирал и лично передавал.
Денег требовалось много. Полковнику хотелось побыстрее стать генералом и, утверждает газета, деньги собирались именно с этой целью, генеральские погоны в МВД вещь недешевая.
И ВСЕ сотрудники Рязанской ГИБДД дань выплачивали в течение года, что ли. А потом кто-то не выдержал, жаба заела, он и стукнул. Против несостоявшегося генерала возбудили уголовное дело, и еще против восьмерых его ближайших соратников. А что со всей этой Рязанской ГИБДД делать прикажете? По уму б – упразднить вообще, уволить всех до единого.
Но так, наверное, нельзя.
А как – можно?
Но тут как раз сменилось правительство, назначили нового главу МВД. Вот пусть и подумает.
Как-то генерал Колокольцев сообщил, что уже за первый год работы в должности полицмейстера Москвы потерял в весе восемь кило. Сейчас он тоже получил назначение вовсе не на курорт для поправки здоровья; надеюсь, Владимир Александрович это понимает лучше меня; сколько же сбросит он к маю 2013-го – страшно даже представить. Конечно, генерал – мужчина крупный, определенные резервы, что называется, налицо. Но нет ли угрозы, что грядущие заботы нанесут вред уже совершенно непоправимый? Во всяком случае, новое свое хозяйство генерал принимает в состоянии крайне запущенном, да еще и репутационно, я бы сказал, искалеченным. Его предшественник несколько раз заверял, что все реформы в ведомстве успешно завершены, но предшественник был, как известно, человек доверчивый и романтичный, за что перед уходом и был награжден высоким орденом и переведен на постоянную работу в Совет безопасности (кстати, именно эту должность когда-то занимал Березовский). А Владимиру Александровичу оставил в наследство едва ли не дюжину феерических скандалов, связанных только со своим ближайшим окружением, не говорю уже о проблемах системного характера, о которых лишь на моей памяти не переставая говорят министры внутренних дел, начиная с советского еще Щелокова Николая Анисимовича.
Но ту же «палочную систему» (оценку работы по числу раскрытых преступлений) упразднить еще только предстоит, хотя сколько раз ее, несчастную, уже упразднили решительно и окончательно.
Пока с проблемами пытаются справляться проверенными способами: шить милиционерам (тьфу ты, полицейским, конечно!) новую красивую форму и повышать денежное довольствие (вот и рязанским гаишникам пошили и повысили).
Но даже просто нацепить на эту новую форму бирку если и не с фамилией, то хотя бы с персональным номером владельца пока так и не удается, хоть, казалось бы, здесь что за вопрос? Заказать модельеру Зайцеву, и он вмиг вам такую бирку нарисует – загляденье. Но – не удается. И я даже, как мне кажется, знаю – почему. И генерал Колокольцев знает.
Потому и не отыскан, кстати сказать, тот замечательный страж порядка, который потоптал ногами загруженного в автозак корреспондента газеты «КоммерсантЪ», задержанного за выполнением своих профессиональных обязанностей еще в декабре 2011 года, когда стражи порядка разгоняли несанкционированный митинг. Генерал Колокольцев тогда нарядил специальную проверку, но, увы, проверка эта так ничем и не кончилась.
Не нашли.
Вообще, Владимир Александрович Колокольцев, на мой взгляд, – действительно хороший выбор, может быть, даже единственная сохраняющаяся надежда на благотворные перемены в возглавленной им системе. Он представляется мне (и я писал об этом неоднократно) человеком не только профессиональным, но и обладающим понятием о профессиональной чести и профессиональном достоинстве. Во всяком случае, он пока не запятнал себя ни в одном выплеснувшемся наружу скандале. Он пытается наказывать тех, кто позорит погоны, а не защищает их только за то, что они – в погонах. Надеюсь, приезжая в Думу с отчетом, он не станет оцеплять весь центр столицы и вводить чрезвычайное положение в здании самого парламента. У него нет заметных вредных привычек и хобби – у Рашида Гумировича Нургалиева, например, любовь к хоккею достигала гипертрофированных размеров и представляла очевидную угрозу для окружающих. Он не замечен в пристрастии к быстрой езде, опасной для тех, кто не успел попрятаться. Кстати, будет ли при новом министре расследовано закрытое при его предшественнике дело о ДТП со смертельным исходом для пострадавших во время проезда на дачу Нургалиевской жены с подругой?..
Другое дело, пост генерал Колокольцев занял такой, что, как показывает практика, ордена и звания идут здесь вовсе не за выдающиеся профессиональные достижения, а, скорее, за политическую верность и безропотное послушание. Вон, еще при Ельцине, министр Ерин даже Героем России стал. И знаете – за что? Вот то-то, никто не знает. Сам Борис Николаевич в мемуарах с хорошей усмешечкой писал: на теннисном корте министр внутренних дел, оказывается, так себе, но старания прилагает… И чем еще этот Ерин знаменит, скажите на милость?..
А Нургалиев… Ладно, о Нургалиеве больше ни слова.
Да, совершенно очевидно, что Колокольцев не горит желанием бежать впереди паровоза, выполняя пожелания сверху. Но куда он денется, а пожеланий может быть, сколь угодно много. Конечно, на посту московского полицмейстера их он получал тоже вполне достаточно, но, скажем, от разгона последнего митинга на Болотной все-таки увернулся; командовали собравшимися со всей России ОМОНами федеральные генералы. Теперь не увернешься…
И в этом смысле меня разочаровало представительское интервью, только что данное Колокольцевым газете «Известия». Не то, чтобы я ждал от него каких-то революционных заявлений, но хоть намекнуть, что понимает: ни о каком возрождении ведомства не будет и речи, пока главной его задачей будет не спокойствие граждан (как провозглашает генерал), а защита интересов конкретных людей у власти. Или даже того, что эти люди полагают своими интересами.
Все так. Но, если честно, Колокольцев – «мой» кандидат в министры. И спасибо Путину с Медведевым за то, что они выполнили хоть это мое пожелание.
Не хотелось бы только ошибиться – вместе с ними.
Павел ГУТИОНТОВ