4 миллиарда рублей удалось украсть мошенникам со счетов граждан
Мошеннические операции с банковскими картами физических лиц в этом году из-за пандемии коронавируса достигли небывалых масштабов. При этом сами банкиры, похоже, не спешат усиливать свои системы безопасности.
Так, в первом полугодии 2020 года ЦБ зафиксировал более 360 тыс. несанкционированных операций со средствами граждан. В общей сложности мошенники украли с банковских счетов физлиц около 4 млрд рублей. А вот вернуть своим клиентам банки смогли только 485 млн рублей.
По оценкам экспертов, до 70% мошеннических операций приходится на телефонные обзвоны, при которых с помощью психологических уловок злоумышленникам удаётся выведать номера карт, пин-коды, пароли и другие персональные данные. В ЦБ подсчитали, что за период пандемии количество таких обзвонов увеличилось на 200%.
Но, к сожалению, главная проблема тут вовсе не в доверчивости населения и хитроумности мошенников. Сами банки оказались не готовы к подобным вызовам. «Мы можем обучить пользователя, чего делать не надо, но если это не будет поддержано антифрод-системами финансовых организаций, это будет односторонняя игра», – констатирует первый замдиректора департамента информационной безопасности Банка России Артём Сычёв.
Впрочем, частенько мошенникам даже не приходится заниматься долгими обзвонами – утечка персональных данных клиентов нередко происходит из самого банка. Так, например, в прошлом году было официально подтверждено сразу два случая утечки данных из Сбербанка. Причём одна из них произошла из-за умышленных действий сотрудников. В феврале Сбер вновь оказался в центре скандала с утечкой данных: в СМИ прошла информация о продаже в даркнете крупной базы клиентов банка. В официальном заявлении самого Сбера тогда говорилось, что банк к утечке не причастен. Это, впрочем, мало успокаивает, учитывая, что детище Грефа вообще никак не отреагировало на сам факт утечки: дескать, раз мы не причастны, то тема закрыта.
Между тем эксперты ЦБ отмечают: именно прорехи в системах безопасности банков и позволяют мошенникам успешно проворачивать свои тёмные делишки. В частности, в ЦБ приводят пример, когда мошенник убедил пожилого человека подключиться к службе мобильных платежей и в течение всего двух часов провёл 20 транзакций. При этом система фрод-мониторинга банка на это не отреагировала, хотя подозрительные списания должны были вызвать вопросы.
Татьяна Нижегородская
По материалам: “Наша Версия”