Кто и как распоряжается миллионами рублей, выделенными на реставрацию Смоленской крепостной стены
С 15 сентября этого года организации, которая могла бы координировать, контролировать работы по реставрации Смоленской крепостной стены, привлекать потенциальных инвесторов, туроператоров и т.п., в Смоленске не существует. Вся ответственность за состояние стены и ход реставрационных работ ложится на Министерство культуры и его центральный офис АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры).
Музей «Смоленская крепость»: он как бы есть, но его как бы и нет
В январе этого года некоторые федеральные и смоленские СМИ сообщили: заместитель министра культуры РФ Алла Манилова провела в Москве совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с развитием музеев в Смоленской области. Также здесь обсуждались вопросы реставрации Смоленской крепостной стены и варианты ее музеефикации. Было подтверждено, что на проведение реставрационных работ в крепости выделяются 1,3 млрд рублей из средств федерального бюджета. Первая часть федеральной субсидии в размере 100 млн рублей уже направлена.
Еще раньше, июле 2018 года, в Смоленске было создано территориальное управление АУИПИК. Главная цель – соединить усилия общественности – регионального отделения РВИО и государства – АУИПИК для реставрации Смоленской крепостной стены и развития на ней туризма. То есть Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры становилось базовой площадкой для развития волонтёрского движения и туристического потенциала Смоленской крепостной стены. Подобное территориальное управление – уникальный случай для АУИПИК. Все российские аналогичные ТУ и филиалы действуют в федеральных округах (Северо-западный – это Питер, Псков, Новгород, Калининград, Южный – Ставрополье, Краснодар и т. д.)
Уже с осени 2018 года ежемесячно в Смоленске стала проходить волонтёрская акция «День крепости». Одновременно сотрудники территориального управления завязали контакты с вузами. Цель – привлечь внимание студентов к развитию стены. Летом 2019 года проводилась работа по проектированию будущей реставрации. Заказчик проектировочных работ – Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. Подрядчик – ЦНРПМ (Центральные научно-реставрационные производственные мастерские). На разработку проектов было выделено 70 млн руб. Задача ТУ АУИПИК по Смоленской области – обеспечить работу проектировщикам, контролировать ход выполнения работ.
Однако к проектировщикам сразу возникло много вопросов. Достаточно сказать, что те перепутали нумерацию прясел, в итоге одно из них вообще не попало в список реставрируемых. Но все замечания, сделанные сотрудниками ТУ на специально созданной рабочей группе, игнорировались. В итоге часть проектов сделана халтурно, методом аналогий с похожими памятниками без учёта конструктивных особенностей стены в Смоленске. Но все проекты прошли историко-культурную экспертизу, то есть специалисты признали документы удовлетворительными и годными для дальнейшей работы.
Вторая задача ТУ АУИПИК по Смоленской области – разработка концепции музеефикации стены. Концепция, конечно, звучит громко, но общее понимание того, как в дальнейшем использовать «Ожерелье Руси», было выработано. То есть по каждому участку сложилось понимание, как его использовать: где и какой можно сделать музей, какова пропускная способность башен и прясел; где музеи нецелесообразны и реальны, где искать фонды, каковы особенности текущей эксплуатации стены.
Летом 2019 года в Минкульте прошло совещание по музеефикации крепости. Директор департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов выступил с инициативой объединить музей-заповедник «Хмелита», Смоленскую крепостную стену и мемориальный комплекс «Катынь» под одной крышей. Идея отдать крепость РВИО ушла в прошлое. Осенью 2019 года под председательством замминистра культуры Аллы Маниловой состоялся конкурс на определение кандидатуры будущего директора музея «Смоленская крепостная стена». Из трёх кандидатов победителем стал Сергей Пиляк, бывший начальник отдела музейной и библиотечной деятельности г. Кострома. Такое назначение варяга из Костромы, мягко говоря, вызвало недоумение среди местных чиновников от культуры, музейных и научных работников, краеведов Смоленска.
«Музей счастья» или пиар во время Covid-19?
В феврале 2020 года музей «Смоленская крепостная стена» был создан как филиал музея «Хмелита». Задача директора филиала – создать работоспособный коллектив и подготовиться к передаче нескольких башен Смоленской крепости в ведение нового музея. Директор филиала Сергей Пиляк полгода совмещал эту должность с работой в АУИПИК в качестве ведущего специалиста, что запрещено законом. Совместно с администрацией Смоленской области была разработана дорожная карта, по ней на первом этапе в ведение музея переходят башни Маховая, Донец и Громовая. За более чем полгода ни одна башня Смоленской крепости так и не была принята музеем в пользование.
Все, что создано в этом году – только офис в центре города и сайт. На сайте есть информация, что проводятся экскурсии по Смоленской крепостной стене. Это вводит посетителей в заблуждение, проводить экскурсии на чужом объекте музей не имеет права. Поскольку крепость находится в оперативном управлении АУИПИК, директор музея обязан согласовать проведение экскурсий по стене, хотя бы с точки зрения безопасности. Однако ни одна экскурсия согласована с Москвой не была. Более того, один раз директор был пойман сотрудниками АУИПИК во время проведения экскурсии, и пришлось ему даже письменно объяснять свои действия.
В штате музея к лету состояло около 20 человек, причём на должности экскурсоводов Сергей Пиляк принимал людей, не имеющих профильного образования. Они работали на отделке офисного помещения. В сентябре 2020 года эти люди были тихо уволены, не проведя самостоятельно ни одной экскурсии. По некоторым данным, работали в дирекции и еще более странные люди, имевшие неплохие должности в городских госструктурах.
В мае 2020 года в АУИПИК сменилось руководство. Руководителем стал Алексей Владимирович Меньшов, некоторое время совмещавший должность в руководстве АУИПИК с руководством АО «МНРХУ» (Межобластные научно-реставрационные мастерские»). Любопытно, что АУИПИК является заказчиком реставрационных работ на крепости, а МНРХУ – подрядчиком (есть выписка из ЕГРЮЛ).
Новое АУИПИК при новом руководителе Алексее Меньшове в сентябре этого года решило провести очередную управленческую оптимизацию. Сотрудникам ТУ по Смоленской области предложили написать заявления по собственному. Это желание у них в самом деле было, поскольку многие уже видели, во что превращается реставрация стены: сроки ремонтно-реставрационных работ на грани срыва, подрядчик ищет, как переложить ответственность за невыполнение работ на заказчика и прочее… Поэтому сотрудники ТУ АУИПИК по Смоленской области в полном составе положили заявления на стол.
С 15 сентября организации, которая могла бы по координировать работы в системе заказчик-подрядчик-власть-СМИ в реставрации, привлечении туроператоров и потенциальных инвесторов, проводила бы фото-видеофиксацию всех работ, не существует. Вся ответственность за состояние стены и ход реставрации ложится на центральный офис АУИПИК. Со столицей сейчас согласовывается любое действие, связанное с крепостью: экскурсия, выход волонтёров, студентов, музейщиков. Текущая эксплуатация – электро-, тепло- и водоснабжение башен крепости тоже в ведении Москвы.
Уже сейчас можно сказать, что центральный офис не подготовил даже одну из башен к зимнему сезону. В башне Моховая расположена часть экспозиции, проведён ремонт и опрессовка оборудования. Эту башню хотели передать в ведение музея, даже приказ Минкульта об этом есть. Однако ни АУИПИК, ни директор музея «Смоленская крепостная стена» не предприняли сколько-нибудь значимых действий, чтобы передать башню музею и сохранить экспозицию и памятник. Сейчас сотрудники АУИПИК просто закрывают доступ на башню и опечатывают двери. Что произойдёт в ближайшее время? При наступлении минусовых температур вода в системе просто разорвёт батареи, из-за холода испортятся экспонаты, пойдёт трещинами штукатурка. Фактически башня, в которой открыт музей счастья, потребует новых средств для реставрации. Таким образом, сейчас в Смоленске нет ни одного специалиста, который смог бы провести текущий надзор за состоянием Смоленской крепостной стены, обеспечить необходимыми контактами представителей подрядчика, оперативно отреагировать на возможные изменения в состоянии памятника, пресекать несанкционированный доступ на крепость посторонних лиц.
20 «лимонов» от… пандемии – в РФК?!
В распоряжение корреспондента «Нашей версии» имеется два любопытных документа.
21 июля 2020 года руководитель ФГБУК «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры» Алексей Меньшов пишет письмо-прошение первому заместителю министра культуры России Сергею Обрывалину.
«…в 2020 году выделена целевая субсидия в размере 100 млн рублей на реставрацию объекта культурного наследия «Крепостные стены и башни, XVI – XVIII в. в. (Смоленская область, г. Смоленск)… (Далее называются адреса башен и прясел смоленской крепостной стены). В соответствии с указом резидента Российской Федерации от 25.03. 2020 № 206 о неблагоприятной эпидемиологической ситуации и угрозой распространения коронавирусной инфекции, прошу Вас рассмотреть вопрос о перераспределении целевой субсидии для реставрации других объектов культурного наследия, находящихся в оперативно управлении агентства, а именно: «Усадьба Замятина-Третьякова, XIX в.» по адресу г. Москва, Гоголевский бульвар, д.6 стр. 1 в размере 20 млн рублей. По состоянию на сегодняшний день проектная документация на данный объект разработана, положительное заключение ФГПУ «Росгосэкспертиза» получено».
7 августа господин Меньшов получил ответ от заместителя департамента инвестиций и имущества Минкульта РФ П. В. Карташева: «… На заседании комиссии принято решение о перераспределении средств, выделенных на реставрацию ОКН «Крепостные стены и башни», XVI-XVIII в. в. по адресу: Смоленская область, г. Смоленск… (далее – адреса башен и стен) на реставрацию ОКН «Усадьба Замятина – Третьякова… г. Москва, Гоголевский бульвар, д.6.стр. 1 в объеме 20 млн. рублей».
Удивительное дело, но, оказывается, еще 1 октября 2014 г. ТАСС, как и многие другие СМИ, сообщили, что «Министр культуры РФ Владимир Мединский и режиссер, глава Российского фонда культуры (РФК) Никита Михалков открыли после реставрации особняк Замятиных-Третьяковых на Гоголевском бульваре, где сейчас располагается РФК.
«Мы начали ее своими усилиями, но их не хватило. Без помощи Минкультуры нам это было бы не поднять», – рассказал Михалков.
Выходит, что «Усадьба Замятина-Третьякова» давно отреставрирована и торжественно открыта еще шесть лет назад? Тогда вполне резонно возникает вопрос: куда и кому ушли 20 млн рублей из тех 100 млн, что были выделены на реставрацию Смоленской крепостной стены? И каким боком в письме чиновника фигурирует указ президенты от 25.03.2020 № 206 «О неблагоприятной эпидемиологической ситуации и угрозой распространения коронавирусной инфекции»? Может Российский фонд культуры, возглавляемый нашим главным кинематографистом Никитой Михалковым, в период пандемии совсем поиздержался? И ему просто необходимы 20 «лимонов» от провинциальной культуры Смоленска?
P.S.
Когда материал готовился к публикации, стало известно, что музей «Смоленская крепостная стена» стал самостоятельным юридическим лицом, и руководит им тот же директор Сергей Пиляк.
Справка
Смоленская крепостная стена, построенная по проекту зодчего Федора Коня в период с 1595 по 1602 годы, является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности. Стена имела важное оборонительное значение, выдерживая неоднократные осады и штурмы города. До нашего времени сохранились 18 из 38 башен и 21 прясло общей протяженностью около 3,5 км. В 2018 году смоленскую крепостную стену передали в ведение АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры). В ноябре того же года после рабочей встречи с губернатором Алексеем Островским на тот момент председатель правительства РФ Дмитрий Медведев принял решение поддержать обращение администрации Смоленской области и выделить на проведение реставрационных работ 1,3 млрд рублей из средств федерального бюджета.
Виталий Сергеенков
По материалам: “Наша Версия”