Сообщили: зарплата чиновников по-прежнему растет быстрее, чем у остальных
Я, кажется, знаю, что делать, записывайте.
Всех наших начальников надо в плановом порядке (и по возможности – незаслуженно, но это трудно) отрешать от занимаемых должностей и подвергать глумлению на телеканалах. Они в результате мгновенно приобретут ранее нефиксированные качества: зоркость ума и глаза, обостренное чувство справедливости, четкость в формулировках, видение исторической перспективы, похвальную личную скромность. Их даже можно было бы снова избирать в Государственную думу или назначать в Администрацию президента. Но не надо, нарушится чистота эксперимента. Главное только не упустить момент, когда подступает угроза необратимых изменений; увольнять, то есть, не через два месяца после введения в должность, а не позже чем через три недели.
Заработать на оставшуюся жизнь человек и так успеет, но не придется прибегать к сильнодействующим средствам, как с каким-нибудь Лужковым, которого мордой об стол пришлось возить непозволительно долго, пока понял, что к чему и почем. И начал неосторожно высказываться и про партию, которую создал, и про власть вообще, и про порядки (в том числе – в городе, которым два десятилетия руководил). За то время, какое на этого Лужкова потратили, можно было б семьсот человек перевоспитать, в том числе двух-трех Митволей…
В этом, кстати, и заключается высокая мудрость моей идеи о ротации кадров. Я бы и президентский срок в связи с этим не до шести лет увеличил, а до полутора сократил. И сразу – на реабилитацию.
Посмотрите, даже такие несгибаемые исторические персонажи как, например, ленинский соратник Каменев (один из предшественников Лужкова на посту московского градоначальника), будучи отринутым от членства в Политбюро, заговорил (на XIV партийном съезде) настолько разумно, что стенограмму переиздать не решились даже при Хрущеве. А свергнутый с Олимпа в директора издательства Aсademia, немедленно сделал это издательство таким, что за следующие восемьдесят лет ничего лучше в стране не получилось, до сих пор пример непревзойденный; жаль даже, что в 36-м его все-таки расстреляли… А Троцкий, чьим именем заслуженно пугали непослушных младенцев? Будет досуг, почитайте его поздние работы, очень удивитесь. Его в Койоакане пришлось ледорубом…
Да что там – Троцкий, Каменев, Кудрин, Илларионов… Слиска Любовь Константиновна! Многолетний и несгибаемый первый вице-спикер парламента! Не успела с ног прах «Единой России» отряхнуть, как такие розы красноречия взросли на почве, казалось бы, к цветоводству никак не предназначенной!
«Не думаю, что люди, которые выходят на Болотную, Сахарова, Чистые – им нечего делать или они действуют по указке Госдепа, как у нас принято резюмировать. Просто в королевстве нашем что-то не так. Но никто не хочет обратить на это внимание и по-честному сесть и поговорить. А может быть, получилось бы даже какие-то преграды вместе разрушить. Чтобы не было у нас зажженного порохового фитиля, который может рвануть так, что нам всем мало не покажется. До этого доводить бы не хотелось…»
А через неделю – и пуще того (по поводу проекта закона о митингах, который вводит небывалый состав административного правонарушения: «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах»): «Совершенно непонятно, например, как в соответствии с законом надо будет оценивать традиционные гуляния пограничников и десантников, которые каждый год у нас имеют место в мае и августе. По каким формальным и юридическим признакам можно установить, кто организатор данных мероприятий? И не станут ли санкции по этому законопроекту применяться к фанатам, которые выходят на улицы городов и поселков, малых и больших, когда наши спортсмены одерживают серьезные победы? Взять хотя бы последний чемпионат мира по хоккею или приближающийся Евро-2012, который пройдет уже в ближайшие дни…»
Ай, молодца, Любовь Константиновна!.. Где вы только раньше были, чего ж вас раньше слышно не было, голос разума и раньше возвысить поводы были неслабые…
Конечно, что касается Евро-2012, то здесь, может быть, все еще и обойдется само собой – без «серьезной победы». Да и в остальном все не так трагично: в общем-то, все прекрасно знают, как отличить одно сборище от другого. Пограничники – те в зеленом, десантники – синие, болельщики обычно красными спартаковскими знаменами размахивают. А враги – те с белыми ленточками, их только важно не перепутать со свадьбой и по фате омоновской дубинкой не отоварить, неудобно может получиться…
А Ксения Анатольевна Собчак? Стоило ее убрать с телеэкрана, как зарыдали в голос даже те, кто еще полгода назад о подобной перспективе могли только в счастливых снах мечтать. Но – наступало пробуждение, и снова она – в эфире. А теперь – да одним этим само существование оппозиции оправдано на полстолетия вперед: Собчак – в стоп-листах на всех госканалах!..
…Но меня, к сожалению, не слушают. Поэтому-то и происходят досадные срывы, нелепые оплошности. Вот ремонтировали два года в Питере Летний сад, вбухали колоссальные средства, каждое дерево обследовали, все статуи заменили на пластмассовые, кому – нравится, кому – не нравится, я сейчас не об этом. А о том, что дурак какой-то ляпнул, что открытие обновленного Сада состоится в День города, 27 мая. И все, конечно, ломанулись смотреть. А 27 мая открыли сад, естественно, только для VIP-персон, для отборной публики, для чиновников и лиц к ним приближенных. А эти, которые ломанулись, впали в возмущение, а закона о «массовом одновременном пребывании граждан в общественных местах» еще не было; шум, скандал… Пришлось даже торжественную часть сократить и после отъезда высоких гостей черную публику в Сад все-таки пустить. А что ей там, собственно, делать? Ну, пустили и – что?
За долгое пребывание в чиновничьем кресле (более трех недель, как я уже заметил) глаз у человека естественным образом замыливается, и он начинает думать, что, и правда, он самый главный участник всех на свете процессов. И Сад открывает сначала – для себя лично. Даже не догадываясь, насколько оскорбительно по отношению к работодателю поступает. Да и то, переизбрать же его невозможно – ни по прежним правилам, ни по новым, стесняться нечего.
Потом он выйдет из Сада, усядется в бронированный кортеж и пронесется по очищенным от людей улицам на собственную инаугурацию (это я фигурально выражаюсь; к тому же, уверен, с проездом на инаугурацию придумал не он сам, а какой-нибудь умник с телевидения; тому просто показалось, что отличный кадр будет: по марсиански пустому городу несется бронированный кортеж; а у нас ведь главные – это те, кто картинку придумывают; в этом, кстати, и беда вся, что все делается ради картинки). А потом возьмет четыре десятка соратников и махнет отмечать свой день рождения в Северную Италию. И ему ни за что ничего не будет.
Между прочим, эта поездка волгоградского губернатора на Апеннинский полуостров удостоилась, наконец, оценки Генеральной прокуратуры. Эти прислали ответ на письмо руководителя Антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, а тот вывесил его в Интернете. Ответ – сказка! Оказывается, во-первых, поездка была – деловой, в целях установления тесных отношений с итальянскими коллегами (жаль, добавлю от себя, поездка пришлась на католическую Пасху, так что с коллегами встретиться не удалось). А во-вторых, волгоградцы ездили за свой счет, на личные деньги, предварительно уйдя в законный отпуск. С ума сойти и не вернуться!..
…Надо будет и чинов в прокуратуре менять каждые три недели. Поумнеют сразу.
Павел Гутионтов