Или почему отличники убивают учителей.
Московского школьника Сергея Гордеева, который взял в заложники своих одноклассников и застрелил учителя географии, психиатры уже обозвали психически больным.
А когда отличники были нормальными? У меня в школе, например, были два отличника – мальчик был странноватый, сутулый и даже почему-то лысый, девочка – диковатое существо в очках. Мне возразят – сейчас отличники не такие! Да сейчас и золотые медали – не такие. И знания – не такие.
Гении всегда в чем-то безумны. Кстати, сама я тоже могла быть отличницей, если бы не одна учительница, которую я в свои школьные годы не пристрелила, а зря – наверняка эта недалекая выпускница педтехникума испортила оценки еще не одному ученику, претендующему на «одни пятерки».
Желание бывшего троечника подпортить кровь будущему отличнику – явление сейчас более чем актуальное. Многие учителя не любят, когда кто-то лучше, умнее, грамотнее, чем они. А так как учительский контингент за последние годы сильно деградировал, талантливые ученики порой обречены на преследование со стороны учителей.
«Мы не знаем, что сделал именно этот учитель, но положение в школах психологически тяжелое, – говорит психолог Марк Сандомирский. – Немало учителей имеют низкий уровень общей культуры и культуры психологической. Больше 20 лет в школах шел двойной негативный отбор – во-первых, никто не шел на педагогические специальности. Во-вторых, сталкиваясь с нищенскими условиями оплаты, самые достойные и талантливые уходили из школы. А оставались те, кто нигде больше устроиться не мог. Сейчас что-то стало меняться, зарплаты у учителей стали вполне приличными, но ситуацию за год или за два не исправить – немало таких никчемных учителей накопилось в школах».
В итоге, согласно данным российской психиатрии, психически больными приходят в школу 30% детей, а уходят – 80%. Причем большая часть психических отклонений у первоклассников – врожденные, тогда как у выпускников – приобретенные.
Есть даже такой диагноз: школьный невроз. Он проявляется в том, что школьник не хочет посещать школу, становится упрямым и раздражительным.
И таких школьников с психическими отклонениями становится с каждым годом все больше и больше.
«Немало учителей не любят детей, – продолжает Марк Сандомирский. – Такие учителя живут в состоянии постоянного стресса и недовольства жизнью. Наступает эмоциональное выгорание, учителя вымещают агрессию на учениках – унижают, подавляют, создают в школах нетерпимую обстановку среди учащихся. Иначе они просто не умеют».
В ходе психологических опросов 35% российских школьников признались, что испытывают к нескольким или, как минимум, к одному учителю чувство глубокой ненависти.
Ученики средних школ регулярно кончают жизнь самоубийством. Можно сказать – а! опять психи! А вот в Удмуртии повесились сразу два школьника, написав в предсмертной записке: «В моей смерти прошу винить учителя …».
Накануне нового учебного года психолог Марк Сандомирский опубликовал у себя в блоге исследование, которое так и называлось «Анти – 1 сентября».
Параллельно был проведен опрос, в ходе которого 60% учителей признались, что не любят своих учеников. Это в советской педагогической школе нелюбовь к ученикам считалась профнепригодностью. Теперь все иначе – большинство молодых учителей и учительниц подходят к своей работе с рыночных позиций: «учитель, собственно говоря, должен учить, а не любить», «любовь не входит в наши обязанности, пусть любят мама с папой», «за любовь нам не доплачивают» – так заявили сами учителя в ходе опроса. Некоторые педагоги высказывались еще более откровенно: «Учителя просто ненавидят этих сытых, тупых, самодовольных ублюдков».
По словам Марка Сандомирского, школьники, замученные учителями – это частые пациенты как частных практикующих психологов, так и государственных психиатрических больниц. «Эти школьники категорически отказываются идти в школу (а если все-таки идут, то учатся на тройки), плачут по ночам, и, в конце-концов, даже вешаются», – рассказывает Марк Сандомирский.
Причем, по словам заведующего отделом суицидологии Московского НИИ психиатрии Министерства здравоохранения РФ, профессора Евгения Любова, в 80% случаев взрослые не подозревают о том, что у ребенка начались психические расстройства, и полагают, что он просто ленится – потому и не хочет идти в школу.
Уже несколько лет идут разговоры о том, чтобы ввести в школах специальный скриннинг – психологическое тестирование, позволяющее выявлять среди школьников потенциальных убийц и самоубийц. Делать это предлагается в рамках ежегодной диспансеризации школьников.
Дело, на первый взгляд, хорошее. Вот только что потом? Предполагается, что взрослые дяди и тети подойдут к «выявленному» школьнику и скажут – давай-ка, ходи на специальные занятия для психов! И что после этого должен почувствовать «потенциальный убийца» или «самоубийца»? Пойдет на тренинги и сразу вылечится?
Играет роль и социальное расслоение. Не любят учителя не только слишком умных, но и слишком «богатых» учеников. Однако если «богатенькие» приносят учителям деньги, те в корне меняют свое отношение и начинают гнобить тех учеников, родители которых не приносят им денег.
«Чаще всего, если учитель хочет затравить ребенка, он использует такой прием: вызывает ученика к доске, и когда тот еще не начал отвечать, запутывает его вопросами, начинает над ним шутить, вызывая смех всего класса», – рассказывает Марк Сандомирский.
Точь-в-точь по такой «традиционной» схеме довели до самоубийства девятиклассника из Ставропольского края, который в предсмертной записке обвинил в своей смерти учительницу по математике: она каждый день вызывала его к доске и публично оскорбляла. В результате школьник перестал ходить на ее уроки, а затем повесился.
Аналогичная история случилась в мае этого года с 13-летним подростком из Архангельской области: перед тем, как выброситься из окна, он написал записку, что «недоволен своим неправильным поведением», и ему «уже не исправиться».
«Это мальчик из нашего класса. Все учителя на него орали», – рассказала потом семиклассница Юлия.
Бывшая ученица этой школы Регина вынуждена была перевестись в другую школу из-за издевательств тех же самых учителей: «Я ушла после седьмого класса. Просто невыносимо было слушать унижения в свой адрес. У нас в городе мало хороших школ. Только в одной, куда я перешла, детей уважают. Я сочувствую родителям, одноклассникам. Ребята, держитесь!»
По словам Сандомирского, массовые расстрелы – это одна из форм самоубийства. Такие люди не хотят больше жить, но умирать в одиночку им страшно. Вот и стараются они забрать на тот свет заодно и своих обидчиков.
…Когда общество обвиняет в хамстве и непрофессионализме сотрудников правоохранительных органов, те просто и незамысловато отвечают: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». То же самое – с врачами. С учителями. В какое зеркало не посмотрит российское общество – повсюду у него кривая рожа.
Расстрел в школе – это только верхушка айсберга, того состояния общества, в котором мы живем, говорит Марк Сандомирский: «Подростки становятся всё более агрессивными, жестокими, склонными к совершению преступлений. Отложились те стрессы, которые повлияли на их родителей в 90-е годы. В результате именно с середины 2000-х годов стало наиболее ярко проявлять себя поколение «жесть» – подростки не ценят жизнь человека».
Психологи предсказывают – расстрелы в российских школах могут приобрести массовый характер. Пока это случай первый, но в американских школах таких случаев – десятки.
И причина в том, что Америка – «страна контрастов»: «Средний уровень жизни в Америке выше, конечно, но есть целые районы, где живут одни люмпены. Количество неграмотных в США – миллион с чем-то, плюс свободное обращение с оружием», – говорит Марк Сандомирский.
Что предлагают психологи? Например, ввести для школьников специальные занятия по психологии.
Получится такое затыкание пальцем дыр на тонущем корабле под названием «Психическое здоровье граждан РФ».
Чтобы что-то изменилось в лучшую сторону, нужны глобальные изменения в обществе, та же самая идеология, как ни банально это звучит. Однако нынешние правители РФ кроме даров волхвов никакой идеологии с 1999 года так и не придумали…
Алла ВАСИЛЬЕВА